Американский хореограф Дуайт Роден, создатель 80 балетов, а также постановок знаменитых Cirque du Soleil, в интервью Оксане Мамченковой в № 13 журнала Корреспондент от 5 апреля 2013 года, - о настоящем и будущем искусства танца и безграничных возможностях артистов из Украины.
Делая
свои первые шаги в артистическом мире, будущий знаменитый американский хореограф
Дуайт Роден определил для себя танец как открытое к инновациям искусство,
готовое объединить влияние всех культур мира и лучше других способное передать
человеческие эмоции.
Воплощенные в
танце взгляды Родена нашли отклик у публики. Основанная хореографом в 1994 году
компания Complexions Contemporary Ballet, специализирующаяся на
модернизированной версии классического танца, завоевала не только множество
авторитетных наград, включая премию Выбор критиков газеты The New York Times, но и любовь зрителей по всему миру. В
течение своей почти 20-летней истории труппа Родена объездила все континенты,
выступая на престижнейших площадках.
В его послужном списке значатся сотрудничество с самым дорогим и зрелищным цирком мира, Cirque du Soleil, а также работа над шоу рокера Ленни Кравица и звезды ритм-энд-блюза Принса
Впрочем,
Роден успел не только поставить более 80 балетов для своей труппы, но и
поработать на стороне. В его послужном списке значатся сотрудничество с самым дорогим
и зрелищным цирком мира, Cirque du Soleil, а также работа над шоу рокера Ленни
Кравица и звезды ритм-энд-блюза Принса.
Корреспондент
встретился с хореографом
накануне киевского выступления его Complexions Contemporary Ballet, в котором задействован
также и украинец Денис Матвиенко, чтобы поговорить о последних тенденциях в
мировом балете.
- В
Киев вы прилетели из Санкт-Петербурга, незадолго до этого выступили в Москве. Не
страшно показывать современный балет на родине русской балетной школы?
- Страшно?
Вовсе нет. Ведь речь идет об обмене [опытом],
я испытываю скорее взволнованность, чем страх. Мы отлично провели время в
Москве, Санкт-Петербург принимал просто невероятно. Надеюсь, Киев отреагирует
так же тепло.
-
Как вам кажется, классический балет по-прежнему актуален?
- Да! У
танцовщиков моего шоу невероятно сильная классическая подготовка, и это хорошо
видно. Думаю, классический балет - это фундамент любого танца. Так что он
очень-очень актуален сегодня, в 2013-м, и будет таким всегда.
-
Каковы последние тренды балетного искусства?
- Мне
кажется, многие хореографы сейчас работают более экстремально. У них много
скорости, много импульсивных движений. Другой тренд заключается в том, что
движения, которые привычно используются в классическом балете, отодвинуты
теперь на второй план.
Неизменным
остается то, что лежит в основании, структуре любого балета, - рассказ истории.
Просто все становится более абстрактным, приходит осознание того, что вовсе
необязательно быть последовательным, чтобы рассказать о чем-то. Поэтому на зрителе
лежит больше ответственности в силу необходимости больше использовать воображение.
В отличие от классического балета, где история была предельно ясна. Думаю,
именно абстракция интересует сейчас хореографов, и публика восприимчива к этому.
- А
как, по вашему мнению, изменится балет лет через десять?
-
Предполагаю, он будет становиться все более экстремальным. Вместе с тем
неизменным останется желание понимать человеческие эмоции и рассказывать
истории. Да, истории будут в центре всегда. То, как мы рассказываем истории, немного
изменится, ведь мы живем в быстро меняющемся обществе, где технологии на каждом
шагу. И я думаю, что пульс того мира, в котором мы сейчас живем, можно отыскать
именно в балете. Современный балет - он как раз о том пульсе, который чувствуют
люди.
- В
вашей постановке задействован украинец Денис Матвиенко, многие украинские
танцовщики добились невероятного успеха в Америке. Что скажете о подготовке
украинцев?
– В первую
очередь скажу, что украинские, русские и грузинские танцовщики - это одна
школа. Так вот я в восторге от той подготовки, которую вижу у артистов балета в
Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В моей компании были танцовщики из России,
Грузии и Украины, и я восхищался их физической подготовкой и страстью. Считаю,
их готовят хорошо, интенсивно, они очень искусны. Так что в результате для
танцовщиков из этой части света не существует ограничений, они могут все.
-
Вашему балету уже почти 20 лет, вы завоевали множество наград, гастролируете по
всему миру. При этом критика на выступления по-прежнему в диапазоне от “ужасно”
до “потрясающе”. Чем объясняете такой принципиальный разброс во мнениях?
- Что делаем
мы, так это экспериментируем с формой, мы не боимся. Думаю, в этом и
заключается смысл хорошего искусства. В том, чем мы занимаемся, есть дух
новаторства, и часто люди просто недостаточно открыты, чтобы это воспринять. Но
в большинстве случаев, практически везде, где бы мы ни выступали,
устанавливается контакт с аудиторией. И я этим горжусь.
А что
касается критики, то не уверен, что так уж заинтересован в одобрительных
рецензиях. Ведь это мнение одного человека, и в глобальном смысле оно не имеет
особого значения. Важна связь со зрителем.
-
Опишите одним предложением, что такое танец.
- Это очень
сложный вопрос. (Улыбается.) Не уверен, что смогу. Танец - одна из самых естественных
среди существующих форм выражения. Мы двигаемся каждый день. Мы двигаемся даже
тогда, когда сидим на месте. Танец - одна из наиболее естественных форм искусства.
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 5 апреля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.