Украинские художники занимают новые площади и каналы Венеции, завоевывая сердца экспертов и ценителей биеннале. Павильоны с берегов Днепра теперь могут бросить вызов странам с давними традициями в искусстве, - пишет Оксана Мамченкова в № 22 журнала Корреспондент от 7 июня 2013 года.
Если
у любознательного европейца вдруг возникнет желание узнать, чем занимаются
художники в Украине, он вполне удовлетворит свое любопытство в ходе небольшой
прогулки по центру Венеции.
Начать
путешествие потребуется с палаццо Лоредан, что на площади Санто-Стефано в
центральном районе Сан-Марко. Здесь на первом этаже особняка эпохи Возрождения
в рамках открывшегося 1 июня крупнейшего международного арт-форума, 55-й
Венецианской биеннале, разместился украинский национальный павильон.
Представленный
проект - Памятник
памятнику, для
которого главный куратор киевского комплекса Мистецький арсенал Александр Соловьев, распорядившись выделенным
государством бюджетом в 100 тыс. евро, отобрал работы трех молодых и уже
известных на родине и за рубежом художников.
Затем
европейцу стоит отправиться в направлении Гранд-канала, где роскошный дворец XV
века на берегу главной водной артерии Венеции обжил куратор столичного
PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф. Он представил обновленную версию выставки
Future Generation Art Prize,
которую жители Киева уже видели прошлой зимой. Участники проекта - 21 молодой
художник, в том числе украинцы Никита Кадан и группа Р. Э. П., ставшие
финалистами международной премии, учрежденной бизнесменом и филантропом
Виктором Пинчуком для художников, которым не исполнилось 35 лет.
Сергей Ильин/PinchukArtCentre © 2013
Раздуваемые в рамках инсталляции Андре Комацу листы бумаги особенно полюбились посетителям палаццо Контарини-Полиньяк
На полпути
между этими точками расположился другой интернациональный проект, Glasstress, и
у него в этом году тоже украинское лицо. Для выставки, которая уже в третий раз
устраивается в Венеции с целью популяризации производимого здесь же муранского
стекла, на этот раз отобрали работу украинки Оксаны Мась.
Скульптура
Мась Квантовая молитва - расплавленное стекло, вылитое на автомобильный
двигатель и застывшее в причудливых формах, - стала заглавной для проекта.
Теперь ее изображение представлено на всех информационных материалах проекта
Glasstress. Всего Мась сделала объектов, что обошлось спонсорам затеи в 200
тыс. евро.
И это еще не
все. В главном кураторском проекте биеннале, автором которого выступил
40-летний итальянец Массимилиано Джони, также не обошлось без Украины. В одном
из залов венецианского Арсенала,
где разместилась ключевая выставка арт-форума, Энциклопедический
дворец, среди
развешанных на стенах работ осведомленный посетитель сразу заметит логотип журнала
Огонек.
Это цикл уроженца
Кривого Рога Сергея Зарвы, который использовал обложки флагмана советской прессы
в качестве своеобразной раскраски, превращая изображенные на ней лица граждан СССР
в демонических существ и вскрывая тем самым истинную сущность советской власти.
По сложившейся
традиции, центрами биеннальной жизни являются именно помещения Арсенала, а также сады Джардини, где разместился основной
проект арт-форума и павильоны стран, давно присоединившихся к нему. С этой точки
зрения занятые украинцами выставочные площадки находятся несколько в стороне и привлекают,
как правило, не массовых, а более взыскательных зрителей.
Презентовать современное
искусство в Венеции, да еще и от лица страны - дело непростое, признает в разговоре
с Корреспондентом Соловьев. Но показанное в этом году многообразие удачно
складывается в единый пазл.
“Здесь разное
искусство - и внушительное, и объемное, и минималистичное, и такое негромкое”, -
куратор облекает в слова представительство Украины на Венецианской биеннале.
Помнить все
В небольшой темной
комнате на первом этаже арендованного для украинского павильона палаццо Лоредан
внимание зрителей приковано к голографическому изображению постамента с монументом,
с которого будто бы вот-вот снимут покров. Впрочем, ждать этого не стоит: покров
создан из цемента и облицован кафелем.
Это Памятник новому памятнику
- задокументированная украинкой
Жанной Кадыровой жизнь реального памятника, который художница установила
четыре года назад в
Шаргороде, что в Винницкой области.
“В то время
как в связи с историческими переменами одного лидера сменяют на другого,
поставив на тот же постамент, замазав чужое имя, мой памятник всегда
актуальный, всегда новый”, - раскрывает Кадырова Корреспонденту суть своей работы.
Сергей Ильин/PinchukArtCentre © 2013
Обладательница премии Future Generation Art Prize британка Линетт Ядом-Боакье пишет каждую картину в течение одного дня
Именно это
мультимедийное произведение художницы, которая регулярно выставляется в
галереях Украины и Европы, а в прошлом году стала лауреатом престижной
российской награды в сфере современного искусства, Премии имени Сергея
Курехина, стало отправной точкой концепции украинского павильона в рамках
Венецианской биеннале - 2013, уточняет Соловьев.
В нынешнем
году старейший и важнейший международный арт-смотр посвящен проблеме культурной
памяти и систематизации знаний. Что логично - ведь еще древние греки матерью
всех муз считали богиню памяти Мнемозину, рассуждает куратор.
Двигаясь в
унисон с главным проектом биеннале, Украина представила экспозицию о примирении
с прошлым и поиске героев нового времени. Воплощать кураторскую задумку позвали
молодое поколение тружеников искусства.
Выбор
участников Соловьев объясняет просто: пришло время. Ведь с 2001 года, когда
страна присоединилась к многолюдной компании венецианских экспонентов, здесь
уже успели продемонстрировать свои наработки многие классики украинского
contemporary art вроде художника Арсена Савадова или фотографа Бориса
Михайлова.
Молодое
поколение иначе воспринимает прошлое, определившее наше настоящее, продолжает
аргументацию куратор. Ему, мол, не свойственны излишний пафос и
морализаторство.
Сергей Ильин/PinchukArtCentre © 2013
Инсталляция Евроремонт художников группы Р. Э. П. - ирония над украинским “покращенням”
С
инсталляциями Кадыровой здесь соседствуют созвучные видеопроизведения молодого
харьковчанина Николая Ридного, в чьем послужном списке значится сотрудничество
с галереями России, Европы и США. Его Монумент -
заснятый художником процесс демонтажа памятника Героям революции 1917
года, стоявшего на центральной
площади Харькова.
Вспоминая
историю создания ролика, Ридный рассказывает Корреспонденту, что в ходе подготовки к футбольному чемпионату
Евро-2012 городская власть надумала избавиться от части багажа, доставшегося в
наследство от СССР.
“Власти
решили, что среди всего советского это то постыдное, что нужно снести, убрать, стереть,
что нельзя показывать туристам”, - возмущается Ридный. Так появилась работа о
трудностях переходного периода.
Несколько
иначе к вопросу памяти и систематизации подошел третий автор украинского павильона
- харьковчанин Гамлет Зиньковский. Участник многочисленных проектов в Мистецькому арсеналі, PinchukArtCentre и других украинских
выставочных пространствах, Зиньковский известен публике благодаря своим
рисункам, сделанным обычной ручкой.
Художник
идеально вписался в общий замысел павильона, утверждает Соловьев: его работы содержат
память поколений и в то же время подытоживают некие личные наблюдения за
происходящим.
Полный интернационал
Парадный
фасад построенного в XV веке трехэтажного палаццо Контарини-Полиньяк выходит на
Гранд-канал. В ближайшие полгода он будет украшен желто-голубым флагом: на это
время здесь расположился второй крупный проект с украинским паспортом в
программе биеннале - международная выставка, составленная куратором
PinchukArtCentre Гельдхофом из работ финалистов прошлогодней премии Future Generation
Art Prize.
Первое, что
встречает попавших внутрь палаццо посетителей, - инсталляция Евроремонт об иллюзорности проводимых властью страны реформ,
созданная группой молодых украинцев Р. Э. П. Впрочем, невнимательные зрители
работу часто пропускают, принимая блестящий белый потолок с подсветкой и будто
бы подготовленные для установки гипсокартона стены за незавершенный ремонт
здания.
Зато
произведение другого украинского автора, монумент Бабушка (Мавзолей обеспечения)
Никиты Кадана, равнодушным не
оставило никого. С одной стороны установленный во дворе палаццо объект
напоминает обычный, хоть и массивный, бетонный памятник. Но зрителю, взглянувшему
на работу с другой стороны, открывается неожиданное зрелище - сотни буханок хлеба,
сложенных друг на друга и закрытых стеклом.
Сергей Ильин/PinchukArtCentre © 2013
Украинец Никита Кадан продолжает создавать памятники героям нашего времени. Новая его работа - о зависимом от госпомощи старшем поколении
Зашедшего на
открытие выставки британца индийского происхождения Аниша Капура, мировую
звезду скульптуры и лауреата престижной премии Тернера, работа привела в
полнейший восторг.
“На биеннале
часто приходится ходить везде, чтобы найти одну хорошую вещь. Здесь же
куратором собраны вместе действительно захватывающие работы из разных стран”, -
так же положительно оценивает привезенное на биеннале PinchukArtCentre редактор
британского издания The Times Рейчел КэмпбеллДжонстон.
По мнению
арт-критика, одна из сильных сторон проекта - удачное сочетание современного
искусства с ренессансными интерьерами особняка.
К примеру,
перформанс китайца Ян Ксина Сладкое кино вряд
ли смотрелся бы где-то более выигрышно, чем в антураже былой роскоши
венецианских дожей, уверена Кэмпбелл-Джонстон. Одну из комнат палаццо Ян Ксин
превратил в площадку для съемок порнофильма. Тут собрались режиссер,
осветители, оператор и лишь один актер, который в одиночку изображает томную
страсть перед камерами.
Сильная
сторона многонациональных проектов, подобных Future Generation Аrt Prize,
заключается в том, что они порой представляют более сильных художников, чем
национальные павильоны, продолжает размышлять британский критик. Она приводит
пример Чехии, в этом году показавшей довольно блеклый основной проект. При этом
немало интересных чешских художников можно отыскать в параллельной программе.
Таких, как Эва Котаткова и ее Театр говорящих объектов, расположившийся в одной из комнат занятого украинским
арт-центром дворца.
Предоставлено пресс-службой Мистецького арсеналу
Инсталляция Николая Ридного в зале национального украинского павильона напоминает о бункерах советского времени
Другой
аргумент в пользу успешного подбора художников - представленные на выставке живописные
полотна британки Линетт Ядом-Боакье. Получившая в прошлом году главную премию Future Generation Art Prize в размере $ 100 тыс. ЯдомБоакье сейчас оказалась
в центре международного внимания. Она участница не только экспозиции в
Контарини-Полиньяке, но и главного кураторского проекта биеннале.
Более того,
молодая художница вошла в шорт-лист премии Тернера и, как утверждает Кэмпбелл-Джонстон,
имеет шансы победить. Заглянувший на открытие выставки Future Generation Art
Prize певец Элтон Джон уже приценился к одной из вывешенных там ее работ.
В разговорах
с Корреспондентом специалисты едины: проекты, которые привозит в
Венецию киевский PinchukArtCentre, равно как и вечеринки на их открытии, уже
вошли в число ожидаемых событий арт-форума. В 2007-м британская газета The
Daily Telegraph даже включала проект PinchukArtCentre в пятерку наиболее
интересных на биеннале. Соседями украинцев в рейтинге тогда стали традиционные
фавориты мероприятия - США и Великобритания.
“Это очень
разнообразное и важное шоу биеннале”, - подытоживает новый проект киевского
центра Кэмпбелл-Джонстон. Умы критиков участники украинского арт-процесса уже завоевали.
Чтобы завоевать и симпатии тысяч обычных посетителей биеннале, нужны настойчивость
и немного времени.
***
Этот материал опубликован в №22 журнала Корреспондент от 7 июня 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.