UA
 

Поклитару: Главное в искусстве - заставить зрителя проживать жизнь сценических героев

Корреспондент.net,  18 января 2007, 17:40
0
83

В ходе онлайн-общения с читателями Корреспондент.net художественный руководитель театра Киев Модерн-Балет Раду Поклитару рассказал о творческих успехах, о работе с труппой, а также поделился планами будущих постановок.

- Уважаемый Раду, как Вы относитесь к тому, что Российская Федерация, в нарушение обещаний, данных на саммите НАТО в Стамбуле в 1999 году, отказывается выводить свои войска из Приднестровья?

Для меня эта тема весьма актуальна, так как я молдаванин. Мне кажется, что ситуация со всеми тремя непризнанными республиками - Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем - должна обязательно решиться в ключе присоединения к Грузии и Молдове.

Меня безумно злит то, что прекрасная молдавская земля расколота на две половинки. И очень не нравится проходить четыре таможни на пути из Кишинева в Одессу.

- Хотелось бы узнать этимологию Вашей фамилии…

Поклит - это мягкий верх для рессорной конной повозки. Мастер, который делает эти складные верха, соответственно Поклитару.

- Какое место в Вашей жизни занимает театр?

Самое большое, если в процентном отношении можно говорить про творчество, то 90% - это театр.

- А остальные 10% творчества?

Любовь, хобби, путешествия… Мои хобби связанны с работой - я очень люблю музыку. Театр, книги. Но все это должно лить воду на мою мельницу - те самые 90%.

- Добрый день! А у вашего модерн-балета есть веб-сайт?

Сайт есть, пока временный, но буквально со следующей недели заработает обновленный - www.kmbtheatre.kiev.ua.

- Можно ли увидеть Ваши спектакли в Кишиневе?

Моих постановок в молдавской столице нет по простой причине: с

Во второй половине апреля Киев Модерн-Балет собирается в Кишинев (Фото Дмитрия Никонорова)

 
1989 года не было ни одной премьеры балетного спектакля в Кишиневе за бюджетные деньги. Просто очень бедная республика.

Но во второй половине апреля Киев Модерн-Балет собирается с гастролями посетить Кишинев. Хотим показать все три спектакля, которые есть в нашем репертуаре. Это "Кармен.TV", "Веронский миф: ШЕКСПИРИМЕНТЫ", "Силы судьбы: Опера-балет",.

- Да и вообще, поддерживаете ли Вы с кем-нибудь отношения в Молдове на профессиональной почве?

Я постоянно общаюсь на предмет проведения выступлений и концертов с директором Молдавской национальной филармонии Светланой Бивал. У меня очень много друзей из музыкального мира Молдовы, с которыми я нахожусь в крепкой творческой спайке, постоянно обмениваемся новостями, показываем друг другу новые работы. В их числе дирижер Светлана Попова и фортепьянный дуэт Анатолий Лапикус и Юрий Махович.

- "Va invinta Maria Biesu" - не приглашали ли Вас на этот фестиваль?

В 1994 или 1995 году я ездил туда танцевать вместе со звездами Большого театра, а танцевал я партию "Лесничий Ганс". С этим фестивалем очень дружу.

- "Веронский миф:ШЕКСПИРИМЕНТЫ"- имел ли он уже успех? И где?

Еще не имел, но обязательно будет иметь 25-26 января на сцене театра имени Ивана Франко.

- Как дела и настроение?:))

Замечательно, очень много дел. Особенно накануне премьеры, это значит, что ты востребован. Таким образом, дела идут замечательно.

- Здравствуйте, Раду Витальевич. Я видел в декабре ваш спектакль о Кармен, очень хочу танцевать в Киев Модерн-Балете. У Вас в театре уже полностью укомплектован состав? Не предвидятся ли вакансии, кастинги?

В конце февраля будет проведен кастинг, набор труппы, об этом будет распространяться какая-то информация по городу и на нашем сайте.

- Вы собираетесь катать спектакли Киев Модерн-Балета в другие города Украины?

Обязательно, очень хочется - сейчас ведем переговоры с Днепропетровском, Одессой… Ведутся переговоры с Испанией, Португалией…

- Как молдаванин, в основном живущий в Минске, чувствует себя в Украине?

Хохлом. Оселедец отпустил бы, если было бы откуда.

- Я прочитал в газете, что Ваши артисты на репетициях царапают друг друга шпагами и дырявят пол. Нет ли более изящного способа изобразить в балетошекспировские страсти?

Не покупайте желтую прессу! А если Вы на самом деле этим озабочены, то могу заверить, что и пол, и артисты - в целости и сохранности - мы таким не занимаемся!

- Какова судьба Ле Форзе... какие у Вас остались воспоминания об этой работе?

Судьба Ле Форзе… продолжится на сцене театра имени Ивана Франко 25 февраля. В дальнейшем мы намереваемся его показывать и в Киеве, и за его пределами. Очень жаль было бы терять такую работу.

- Скажите честно, какой резон изготавливать кучу декораций и всего остального, если спектакль рассчитан на пять-шесть, не более, как я понимаю, десяти представлений на публику.

Никакого резона нет - Вы правы, именно поэтому все спектакли нашего театра будут жить намного дольше, чем 5-6 раз.

- Кто для Вас стал наставником, учителем? Чье, так сказать, дело продолжаете? Или у Вас абсолютно "свой стиль"?

Я закончил белорусскую академию музыки как хореограф по классу Валентина Елизарьева. Но помимо этого моим педагогом стал видеомагнитофон и большая коллекция лучшего, что было сделано в современном балете за последние 20-30 лет.

Невозможно быть современным автором и не ориентироваться в современном культурном пространстве.

- Почему Вы сегодня без шарфика?:)

Я сегодня с шарфиком, но он не достаточно наряден для веб-камеры.:)))

- Как Вы себе представляете, готовы ли танцоры Вашего театра ко всем сложностям, которые Вы же и придумываете? Удачной премьеры.

- Я вижу тот огромный прогресс, который налицо у этих молодых ребят даже за те полгода, что мы вместе. Я верю, что этот творческий рост у них будет продолжаться. В искусстве нельзя достигнуть совершенства, поэтому надо постоянно двигаться вперед.

- Не тянет ли Вас назад в академическую хореографию? Можно ли будет увидеть, например "Шелкунчика" на сцене Большого в постановке Раду Поклитару?

- Думаю, что в академическую хореографию у меня возврата уже нету, к счастью. Поставить "Щелкунчик" я мечтаю давно и с большим удовольствием сделаю это на сцене Большого, если будет такое предложение. Но это точно бы не был "Щелкунчик" в традициях 19 века. Этой был бы мой "Щелкунчик".

- Какой возраст исполнителей, задействованных в "Шекспириментах"?

От 18 до 26 лет. Это возраст артистов театра Киев Модерн-Балет.

- Ваши постановки в стиле а-ля модерн всколыхнули киевскую публику! А как Вы относитесь к классическому балету и как пришли в жизни к модернистским постановкам?

По образованию я классический артист балета. 10 лет протанцевал в академических постановках. Мне кажется, это достаточная дань классическому балету. Когда я начал ставить, я заметил, что наибольшее сопереживание у зрителей вызывает история, рассказанная языком современного танца. Для меня в искусстве главное заставить зрителя проживать жизнь сценических героев, как свою.

- Вы авторитарный режиссер, или у Вас приветствуется творческая анархия на репетициях?

Достаточно строгая дисциплина при поощрении творческих предложений, которые рассматриваются, либо принимаются либо отметаются мною. Это стиль репетиционной работы театра Киев Модерн-Балет.

- Хореография, и без того мало кому понятная, смешивается с еще более запутывающими театральными изысками?

Публика абсолютно к этому готова, что показывает успех "Кармен.TV". Я считаю, что театр это не средства релаксации, как спа-массаж. Он должен заставлять думать.

- Ваши артисты юны, но умеют довольно многое. Кто с ними занимался и занимается сейчас?

Педагоги, народный артист Украины Сергей Бондур (современный танец), кроме того современный танец - Алексей Бусько и Кристина Шишкарева, сценическая речь - Мария Храпачева.

- Здравствуйте, Раду Виталиевич! Видела Вашу "Кармен". Восхитила точно выверенная режиссура. Вы получали режиссерское образование или это результат "опыта плюс таланта"?

Профессия хореографа тем и интересна, что сочетает в себе профессии режиссера, либреттиста и постановщика танцев.

- Сколько потребовалось времени на постановку "Шекспириментов" от самого начала - идеи, до логического завершения - премьеры?

Более двух месяцев.

- Приходится ли Вам при принятии какого-либо творческого решения пользоваться критерием "попса"/"не попса"?

Раду Поклитару неприемлет попсу как средство быть понятным и покупаемым во что бы то ни стало (Фото Дмитрия Никонорова)

 

Не приемлю попсу как средство быть понятным, покупаемым во что бы то ни стало. Всякое настоящее искусство должно иметь право заставлять зрителей предпринимать это усилие для того, чтобы участвовать в процессе сотворчества. Для меня попса - это не просто разжеванное, но и полупереваренное искусство, оно проскакивает внутрь и также легко выходит, не принося ни пользы, ни вреда.

- Знакомы ли Вы с творчеством Матса Эка, каково Ваше мнение?

Это один моих учителей (к сожалению, видел его только на видео). К вопросу о режиссуре, Эк - для меня режиссер номер один в мире балета.

- Ваши постановки ставились в Национальной опере?

В 2002 году я осуществил постановку Весны священной Игоря Стравинского и картинок с выставки Модеста Мусоргского.

- Кто и как подбирает музыку к спектаклю. В чем прикол того, что некоторые балетные сцены идут без музыкального сопровождения?

Выбор музыкального материала всегда лежит на моей совести. А танец в тишине - это просто один из способов повысить сценическую выразительность, контрастность действия.

- Хватает ли вам 16 человек для всех ваших замыслов, или хочется размаха побольше?

Я думаю, что со временем труппа будет увеличиваться, но не в разы. Всегда интересно, когда у тебя есть какие-то рамки. Какие-то правила игры. 16 человек - это одно из правил. Интересно создать из них огромную толпу на сцене.

Что касается финансирования труппы (театр - достаточно дорогое удовольствие), то здесь надо сказать, что с нами постоянно рядом человек, который является автором идеи создания театра Киев Модерн-Балет, замечательный украинский меценат Владимир Филиппов.

Хореограф, обуреваемый желанием станцевать все партии в своем новом балете - это диагноз
- А не бывает такого, что хочется все станцевать самому?:)

Ни в коем случае - натанцевался за десять лет - на сцену не тянет вообще. Хореограф, обуреваемый желанием станцевать все партии в своем новом балете - это диагноз.

- Возникали ли у Вас идеи сделать что-то "на стыке искусств"? Например, кино-хорео-оперу?

Постоянно экспериментирую с синтезом искусств: современная опера-балет "Силы судьбы", балет-опера "Семь смертных грехов", "Золушка" на фоне киноэкрана. Останавливаться не собираюсь.

У Вас есть семья?

Нет. Звоните…

- Вы приемлите компромиссы? Насколько отличаются идеи в процессе переработки с момента, когда они появляются у вас в голове от того, во что их превращают актеры? Насколько строг Ваш режиссерский метроном?

Я приверженец основных постулатов эстетики: идеальное и реальное - это один из них
Я приверженец основных постулатов эстетики: идеальное и реальное - это один из них. Идеальный образ, который рождается у меня в голове, ни при каких обстоятельствах не может быть воплощен в конечном сценическом продукте.

Поэтому я спокойно отношусь ко всем тем изменениям, которые происходят в процессе постановки спектакля.

- Раду, что вдохновило Вас на постановку "Шекспириментов"? Сколько времени прошло от рождения идеи до воплощения ее на сцене?

Творчество Шекспира, Чайковского, Генделя и мое собственное…

Что-то уже планируете ставить после "Шекспериментов"? Какие-то идеи уже есть?

Идей много. Осуществятся они весной. Как всякий суеверный человек пока об этом распространяться не буду. Следите за театральной афишей города.

- Как и где Вы встретили Новый год?

В Кишиневе с моими замечательными родителями. Им 72 года, они оба бывшие артисты балета (хотя артисты балета не бывают бывшими). Была большая компания молодежи. Последние, кто ушел в семь часов утра, были папа и мама, все остальные уже спали.

- Была на репетициях Вашего театра перед премьерой "Кармен.TV". Очень понравилась рабочая творческая атмосфера. Слышала, будет кастинг в конце февраля. А до этого времени можно как-то поприсутствовать на занятиях?

На нашем сайте есть контактные телефоны - связывайтесь…

- Как прошел допремьерный показ "Шекспериментов"? Удалось ли Вам сохранить интригу до открытого показа?

Да, удалось. Судя по бурной, но неточной, реакции киевских СМИ, концепция спектакля для представителей прессы осталась загадкой. Иначе это было бы чересчур скучно.

- Как можно охарактеризовать стиль Раду Поклитару?

Как только находятся точные, конкретные формулировки для характеристики творчества еще живого автора, всякий интерес, интрига исчезает. Я хочу с каждым новым спектаклем находить какие-то новые краски. Поэтому, надеюсь, что никогда не смогу точно охарактеризовать свой стиль, свое направление, свой язык…

Вам нравится жить столице Украины? Что бы Вы пожелали киевской молодежи и всем, кто любит театр?

Мне очень нравится Киев. Это город, в котором легко и свободно дышится, работается. Всем молодым киевлянам, которые любят театр, хочу пожелать как можно больше интересных спектаклей, как можно больше неожиданных открытий.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии