BBC Україна на русском,
23 августа 2012, 20:17
В кинопространстве Украины на фоне доминирования голливудского кинематографа постепенно выделяется ниша арт-кино, или артхауса, спрос на который с каждым годом растет.
Авторский кинематограф привлекает все больше людей, которые хотят видеть на большом экране альтернативу голливудским шаблонам - "другое" кино, которое побуждает чувствовать, мыслить, анализировать, а не просто отдыхать в компании друзей с попкорном и бутылкой "Колы" в руках.
При этом артхаус не пытается конкурировать с массовым кино, оставаясь нишевым продуктом.
Украинская киноиндустрия делает собственные, довольно успешные, шаги в направлении альтернативного кино.
Например, работа украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого "Ядерные отходы"
в короткометражном конкурсе на кинофестивале в Локарно в этом году, а его ленты "Диагноз" и "Глухота" принимали участие в конкурсной программе Берлинале в 2009 и 2010 годах.
Но для того, чтобы поддерживать и приумножать эти успехи, необходима поддержка государства, сказал в комментарии ВВС Украина Денис Иванов, генеральный директор компании Артхаус Трафик - первого в Украине кинодистрибьюторам, который специализируется на прокате арт-кино.
"Фильмы, которые становятся фестивальными хитами, представляют государство на чемпионатах мира по кино. Предположим, участие фильма Мирослава Слабошпицкого "Ядерные отходы" в Локарно - это такое же по значимости событие, как выступление в финале на Олимпийских играх", - говорит он.
Государственное финансирование и путь копродукции, по мнению г-на Иванова, являются одними из основных механизмов финансирования альтернативного кино, ведь рассчитывать на то, что артхаус-фильмы, составляющие на кинорынке Украины не более 4%, соберут в кинотеатрах деньги, которые позволят продюсеру окупить проект, не стоит. И именно тот факт, что альтернативные ленты могут довольно успешно экспортироваться за рубеж, выходить там в прокат и демонстрироваться на фестивалях, может помочь привлечь необходимые средства.
И если о коммерческом успехе украинского альтернативного кино говорить пока рано, то отдельные иностранные артхаусные фильмы вполне успешно выходят в широкий прокат, в том числе и в Украине. Например, как рассказал Денис Иванов, в мае этого года дебютная кинолента Фредерика Бегбедера "Любовь живет три года" собрала в украинском прокате не меньше, чем голливудский "середнячок", а коллективная работа испанских режиссеров "Гавана, я люблю тебя" в августе вышла в 25-и кинотеатрах - а это десятая часть всех премьерных кинотеатров страны.
В Украине у альтернативного кино есть свой зритель - артхаусные фильмы во время фестивалей и ретроспективных показов часто собирают в украинских кинотеатрах полные залы. Например для того, чтобы попасть на фильмы, демонстрировавшиеся в рамках фестиваля "Французская весна", билеты нужно было покупать за несколько дней. Рост спроса на альтернативный кинематограф в Украине подтверждает директор Артхаус Трафика.
"Зритель артхаусного кино растет в такой же пропорции, как и зритель жанрового кино, то есть где-то с приростом 15-20% в год - такой рост мы наблюдаем в течение всего времени жизни нашей компании, то есть уже почти 9 лет", - говорит Денис Иванов.
Впрочем, о таком росте популярности альтернативного кинематографа можно говорить, прежде всего, в крупных городах, где есть многозальные кинотеатры. В меньших же городах кинотеатры имеют обычно всего один-два зала и работают преимущественно с коммерческим материалом. В то же время потенциал крупных городов для развития артхауса остается значительным, ведь, по словам г-на Иванова, "в одном городе Киеве больше кинотеатров и более залов, чем в Румынии, Болгарии, Словении, Словакии вместе взятых... поэтому это дает определенную, конечно, свободу и перспективу" .
Тезис о росте интереса к альтернативным фильмам среди украинских зрителей поддерживает и Ольга Райтер - координатор проекта Wiz-Art, в рамках которого проходит ежегодный Международный фестиваль короткометражных фильмов. По ее мнению, фестивали и показы авторского кино дают возможность получить уникальный опыт, который все больше ценится украинскими киноманами.
Несмотря на стремительное распространение интернета и, соответственно, пиратства в Украине, спрос на альтернативное кино растет, считает г-жа Райтер.
"Wiz-Art показывает короткометражные фильмы с 2008 года, с этого времени количество зрителей выросло, а география расширилась. По моему мнению, это следствие сопротивления засилью низкокачественной теле- и интернет-продукции, а также узкого перечня голливудских фильмов в кинотеатрах. Во время, когда все, что угодно можно найти в сети и все, что угодно доступно, такие простые вещи, как совместный опыт просмотра и обсуждения качественных фильмов - бесценны", - считает координатор Wiz-Art.
В то же время, когда речь идет о популярности альтернативного кинематографа среди украинских зрителей, следует различать модные тенденции и настоящий интерес к кино как искусству.
С этой токи зрения, ситуация с артхаусом в Украине менее утешительна - утверждает в комментарии ВВС Украина директор киевского артхаус-кинотеатра "Кинопанорама" Наталья Соболева.
По ее мнению, популярность отдельных арт-событий в Украине - это скорее дань моде, а не настоящая любовь к альтернативному кино.
"Быть в тренде, ходить на фестивали - это одно, а пойти посмотреть фильм Клер Дени или Аббаса Киаростами - "я не пойду, потому что там три человека будет", и люди не наслаждаются этим", - говорит она.
Артхаусные ленты вряд ли заинтересуют людей, которые идут в кинотеатр просто отдохнуть, посмотрев веселую комедию, незатейливую мелодраму или последний блокбастер. Просмотр авторского кино - это скорее работа мозга, чем его отдых, к которой зритель может быть просто морально не готов.
Именно "социальную усталость" директор "Кинопанорамы" считает одной из причин того, что авторские фильмы, которые демонстрируются не на популярных фестивалях, а в небольших, не слишком разрекламированных кинотеатрах, пользуются значительно меньшей популярностью:
"Люди устают... Лень пойти и поработать душой, гораздо проще потреблять то, что разжевали и в рот положили", - говорит г-жа Соболева.
Кроме моральной работы над осмыслением авторских лент, зрителям артхаусных фильмов в украинских кинотеатрах также приходится "поработать" над их восприятием. Дело в том, что значительный процент таких кинокартин демонстрируется на языке оригинала с украинскими субтитрами. Обычно это обусловлено чисто экономическими факторами, ведь дублирование и озвучивание фильмов требуют дополнительных затрат.
Впрочем, многие завсегдатаи арт-показов видят в этом скорее преимущество, чем недостаток - оригинальная звуковая дорожка помогает лучше прочувствовать атмосферу фильма, что в случае с альтернативным кино является довольно весомым фактором. Кроме того, это едва ли не единственная возможность посмотреть фильм на языке оригинала на большом экране, ведь массовое коммерческое кино выходит в украинский прокат исключительно в дублированном виде.
В то же время интерес к альтернативному кинематографу в Украине существует не только на уровне больших популярных фестивалей, посещаемость которых можно частично объяснить рекламой и модными тенденциями, но и на уровне камерных, "домашних" кинопоказов. Доказательством этого является проект "Умно-Доброе кино" Юлии Рыбиной. Каждую неделю дворик частного дома в центре Киева превращается в тот самый "art house" - "дом кино", где собираются любители альтернативного искусства: пообщаться, встретиться с новыми людьми и, конечно, посмотреть интересный фильм.
Попасть на такой кинопоказ может каждый - для этого достаточно получить приглашение в социальной сети. Однако изначально проект рассчитан на небольшую аудиторию и домашнюю атмосферу - в этом, по мнению организатора, и заключается особенность артхауса: "Думаю, чтобы быть интересным, артхаус должен быть в недостаточном количестве. Так всегда было, и в этом есть своя тонкость".
Именно поэтому артхаус нельзя назвать конкурентом голливудского кино: он не борется с ним ни по масштабам представленности в кинотеатрах, ни по размерам кассовых сборов в прокате. Авторское кино всегда было и остается нишевым продуктом, ориентированным прежде всего на качество, а не на количество.
Однако все больше украинских зрителей открывают для себя альтернативное кино и хотят иметь возможность видеть его на больших экранах своих городов. И они все чаще благодарят за такую возможность если и не всегда полными залами, то по крайней мере все меньшим количеством пустых мест.
Источник: ВВС Україна на русском