Сегодня американскому режиссеру и продюсеру Стэнли Кубрику исполнилось бы 85 лет.
Кубрик родился в Нью-Йорке (США),в школе
учился средне, но с самого детства он почти профессионально играл
в шахматы, очень много читал.
Расставшись с мечтой о карьере джазового
барабанщика, он увлекся фотографией (первую фотокамеру фирмы Graflex
тринадцатилетнему Стэнли подарил отец), и к концу 1940-х стал одним из лучших
фотокорреспондентов журнала
Look.
Посещал вольнослушателем занятия
в Колумбийском университете, подрабатывая на жизнь игрой
в шахматы на деньги.
В 1950 году Кубрик покинул журнал, чтобы
осуществить свою давнюю мечту - попробовать себя в кино. В 1951 году была
закончена работа над документальной короткометражкой День схватки – о боксере
Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских
фоторепортажей.
В 1953 году он дебютировал художественным
фильмом Страх и желание. Первые фильмы свои фильмы Кубрик снимал на собственные
деньги и частные пожертвования.
В 1954 году вместе с продюсером Джеймсом
Харрисом организовал собственную производственную кинокомпанию и через год
выпустил малобюджетный фильм Поцелуй убийцы, где снова выступил в качестве
продюсера, сценариста, оператора и монтажера.
Следующая работа Кубрика – снятый в стиле
"нуар" фильм Убийство (1956) отлично прошел в прокате и понравился
критикам. Однако настоящим событием и не только в мире кино стала антивоенная
драма Тропы славы, вышедшая в 1957 году. Из-за остроты и сарказма, с какими
воссоздавался суд над солдатами, обвиненными в срыве французского наступления
в годы первой мировой войны, картина была фактически запрещена в Европе.
В течение двух лет у Кубрика не было работы,
и в 1960 году он был вынужден заканчивать начатый Энтони Манном монументальный
фильм Спартак по сценарию Говарда Фаста. Несмотря на успех в прокате, Кубрик в 1961
году переехал в Великобританию, чтобы избежать конфликтов с голливудским
"истеблишментом" и студийной системой, раздраженными его
независимостью.
В 1962 году Кубрик решил экранизировать Лолиту
Владимира Набокова, который и выступил сценаристом фильма. Лента спровоцировала
такой же скандал, как и сама книга, при том, что режиссер не стремился
достоверно воссоздать все сцены романа, стараясь передать его общий дух и собственную
интерпретацию.
Новый фильм режиссера - Доктор Стрейнджлав,
или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу, военная сатира с необычным
актерским составом (Питер Селлерс, Джордж С.Скотт, Стерлинг Хайден), и не менее
необычным сценарием, победила сразу в трех
номинациях на Оскар - лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий.
Однако успех следующей работы Кубрика - философско-фантастической
притчи 2001 год: Космическая одиссея - превзошел все, даже самые смелые
ожидания. В основу сценария лег рассказ английского писателя и ученого Артура
Кларка Часовой. Появившаяся на заре космической эры, Одиссея Кубрика оказала
огромное влияние на развитие научно-фантастического жанра в кино и на
поп-культуру в целом.
В 1969 году
фильм был удостоен премий
Оскар за лучшие визуальные эффекты и BAFTA за работу оператора, художника и лучший
саундтрек.
В 1970-е годы Кубрик вернулся
к работе над экранизациями литературных произведений. Ее итогом стали фильмы Заводной
апельсин, Барри Линдон и Сияние. Снятый по роману английского писателя Энтони
Берджесса Заводной апельсин (1971), посвященный проблемам преступности
и насилия в среде молодежи, вошел в историю как один из лучших фильмов столетия. При бюджете в $2 миллиона общая
сумма сборов за 10 лет проката фильма (с 1972 по 1982 год) составила 40
миллионов.
Барри Линдон (1975) - экранизация
романа английского писателя
Уильяма Теккерея, завоевала сразу четыре Оскара, а также две премии Британской
академии BAFTA. Картина тонко передает атмосферу середины ХIХ века благодаря
особым техническим приемам и эффектам. В частности, во время работы Стэнли
Кубрик вместе со своим постоянным оператором Джоном Элкоттом использовали
специальную оптику, позволяющую снимать не только при естественном освещении,
но и при зажженных свечах.
AP
Кубрик на съемках Барри Линдона
Сияние (1980) - напряженный фильм ужасов по роману
Стивена Кинга. Главную роль в картине сыграл Джек Николсон. Картина не получила
кинонаград или положительных отзывов критиков, зато имела коммерческий успех.
В 1987 году Кубрик решил вновь посвятить свое
творчество военной тематике и создал картину Цельнометаллическая оболочка
- о войне во Вьетнаме, о бесчеловечной жестокости и сознательном
формировании из людей профессиональных убийц.
Британская киноакадемия удостоила фильм
номинаций Лучший звук и Лучшие визуальные эффекты. Также лента была
номинирована на Оскар в категории Лучший адаптированный сценарий. Кроме
того, фильм Цельнометаллическая оболочка был удостоен национальной премии Давид
Донателло в Италии как лучший иностранный фильм, а Стэнли Кубрик был отмечен в Японии
премией Кинема дзюнпо как лучший иностранный режиссер по итогам 1988 года.
С широко закрытыми глазами (1999) – последний
и самый эпатажный фильм Кубрика. Картина снималась больше года и еще год
находилась в послесъемочной подготовке. Главные роли сыграли актеры Том Круз
и Николь Кидман, которые на тот момент были женаты. Это самый красивый и самый
дорогой по стоимости фильм Кубрика: бюджет картины составил $65 миллионов, а мировые
кассовые сборы - почти 163 миллиона. Картина получила специальную награду Приз
критиков на Венецианском кинофестивале в 1999 году, премию Сезар (национальная
кинонаграда Франции) в 2000 году.
Саундтрек к картине получил награду Золотой глобус как лучшая оригинальная
музыка (2000).
7 марта 1999 года, спустя
четыре дня после окончания работы над монтажом Широко закрытых глаз, Стэнли
Кубрик умер от сердечного приступа во сне.
Его похоронили за его любимым деревом в Чилдвикбариемском
имении (Хартфордшир, Великобритания).
Режиссер оставил после себя несколько
нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне
Бонапарте, собираясь снять грандиозную эпопею его о жизни и смерти, однако
не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссера осталась
библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.
В 2000 году Британская киноакадемия удостоила
Стэнли Кубрика премии Приз Британской Академии человеку года (премия BAFTA за большой
вклад в режиссерское содружество).
В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм Искусственный
интеллект, воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика (первые кадры картины -
морские волны, разбивающиеся о берег - были сняты самим Кубриком).
Стэнли Кубрик был трижды женат. Со своей
первой супругой Тобой Эттой Метц он познакомился во время работы в журнале Look
и в 1948 году они поженились. Вторая жена режиссера - Рут Соботка, сыграла
эпизодическую роль танцовщицы в Поцелуе убийцы. На съемках фильма Тропы славы
Кубрик встретил свою третью жену - немецкую певицу Кристину Харлан, которая
пела в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Харлан была
маленькая дочь Екатерина, впоследствии у них родились еще две дочери: Анна и Вивиан.
Свою дочь Вивиан Кубрик снимал в эпизодических ролях в фильмах Одиссее, Барри
Линдоне, Сиянии, Цельнометаллической оболочке. Падчерица Стэнли Кубрика -
Екатерина сыграла в эпизодах лент Заводной апельсин и С широко закрытыми
глазами.
Отметить день рождения великого режиссера можно просмотром фильма Заводной апельсин в Зеленом театре.