Для почти всего поколения старше 35 лет этот сериал стал одним из первых и чуть ли не главным детским телефильмом.
Ровно тридцать лет назад - 25 марта 1985 года начался показ "Гостьи из будущего" - сериала Павла Арсенова, снятый по мотивам повести Кира Булычева "Сто лет тому вперед", сообщает Газета.Ру.
Согласно сюжету, школьница 21 века Алиса оказывается в прошлом, куда она попадает вслед за московским школьником из 1984 года Колей Герасимовым, спасшим миелофон (устройство для чтения мыслей в произведениях Кира Булычёва) от космических пиратов Крыса и Весельчака У.
Для почти всего поколения старше 35 лет этот сериал стал одним из первых и чуть ли не главным детским телефильмом.
А сейчас — возможностью совершить ностальгическое путешествие в детство.
Алиса vs Терминатор
В середине 1980-х вышло два шедевра кинофантастики о путешествиях во времени: "Терминатор" Джеймса Кэмерона в 1984 году, согласно которому в будущем власть заполучили роботы.
Однако, все заканчивалось хорошо — причем несколько раз: на сегодняшний день снято четыре "Терминатора", и ожидается еще три в самое ближайшее время.
В одно время с "Терминатором" в СССР снималась "Гостья из будущего" — кино более доброе, хоть и представленный в нем конец 21 века не вполне радужное.
Шварценеггер подтвердил участие в продолжениях "Терминатора"
Так, там есть космические пираты, которые ради ценного миелофона готовы на любые преступления.
Неопределенное настоящее
Реалистично описать будущее тяжело, а придумать, каким оно будет на самом деле, еще тяжелее.
Мир "Гостьи из будущего" отстает от теперешнего минимум на два поколения, и за оставшиеся 70 лет, конечно, возможно все: изобретение машины времени и создание соответствующего института, строительство космопорта где-то в пригороде столицы.
С антигравитацией также есть время разобраться — если, конечно, человечество не потратит его на разнообразные конфликты.
Алиса и конспирология
Сто лет это достаточно долгий срок, но в "Гостье из будущего" есть и предсказания на более обозримое будущее: в самом конце Алиса рассказывает своим новым друзьям об их судьбе.
Рада сняла барьеры на запрет российских фильмов
Разумеется, никакого развала СССР в ее пророчестве нет, а московские школьники 1984 года, по ее словам, проживут обычные жизни, предначертанные им судьбой и партией: кто-то станет писателем-фантастом, кто-то — мамой, а кто-то изобретет ту самую машину времени. И разумеется, эти предсказания так и не сбылись.
Диссонанс, который возникает от сравнения концовки этого фильма с реальной историей, требовал своего выхода.
С распространением интернет-видеосервисов появились пародии, где Алиса предсказывает советским школьникам будущее проституток, банкиров и прочих представителей нового времени.
В одной заметке вообще было высказано предположение, что мир Алисы сформировался после третьей мировой войны.
Даже робот Вертер (одна из самых ярких ролей Евгения Герасимова, ныне — политического деятеля, главы комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям) — устаревшая военная разработка, оставленная в Институте времени из ностальгии; так что рассказывать правду было просто нельзя.
Все возможно — про будущее и Кир Булычев старался особо не писать (из книг даже непонятно, какой будет общественный строй), а в фильме Арсенова оно вообще показано очень и очень условно, что дает большой простор для фантазии.
К победе коммунизма
Версия о третьей мировой войне, конечно, красивая, но неправильная.
В СССР с будущим все было хорошо, и даже без упоминания непременного построения коммунизма там в основном царит мир и покой, а войны и приключения — удел других, далеких и менее развитых планет, и лишь иногда они касаются непосредственно Земли.
Таков "Мир Полудня" братьев Стругацких или описанное в романах Александра Казанцева и Ивана Ефремова будущее.
Так же было и у Кира Булычева, который описывал даже не сам мир, который будет в конце 21 века, а место ребенка в нем.
Его герои-школьники получали то, чего не хватало их сверстникам в настоящем, то, о чем они могли только мечтать. Космические полеты к далеким и опасным планетам, неизвестным науке существам, возможность быстро попасть куда угодно — не только в пространстве, но и во времени.
И опасных космических пиратов, которых легко победить с помощью настоящих друзей. Фильм "Гостья из будущего" показал им все это, а заодно подарил и еще кое-что.
Лучшая девочка в СССР
Алису советские дети знали и до "Гостьи": произведения Кира Булычева и сами по себе были достаточно популярны, а в 1981 году вышел замечательный мультфильм Романа Качанова "Тайна третьей планет". Но в фильме зрители увидели совсем другую Алису — милую девочку с неземными глазами.
12-летняя московская школьница Наташа Гусева уже к концу первой серии влюбила в себя всех мальчишек. Она получала тонны писем, ей посвящали стихи — в общем, ее можно было назвать настоящей кинозвездой.
Удивительно, что "культ Алисы" не помог сыгравшей ее стать профессиональной актрисой (она, впрочем, и сама, кажется, не сильно этого желала).
Московская школьница снялась в нескольких фильмах, еще раз возвращалась к роли Алисы Селезневой в "Лиловом шаре" — еще одной экранизации Кира Булычева, снятой Павлом Арсеновым, но в конце концов поступила в институт тонкой химической технологии и стала биохимиком.
Правда, совсем отказаться от понравившегося зрителям образа она так и не смогла; в начале нулевых, например, участвовала в качестве гостя на конференции российских фантастов "Роскон", а в 2009-м озвучила капитана звездолета для мультфильма "День рождения Алисы".