Украинский музыкант-эмигрант и лидер группы Gogol Bordello Евгений Гудзь, заводящий публику по обе стороны океана, - о непростом пути к успеху в Америке и о родном Киеве, который возвращается в его жизнь, - в интервью Екатерине Богданович в № 47 журнала Корреспондент от 2 декабря 2011 года.
39-летний
Евгений Гудзь, он же Юджин Хатц, он же уроженец Боярки Евгений Александрович
Николаев, с успехом руководит не только своим коллективом - сегодня в Gogol
Bordello восемь участников, - но и огромными залами.
Миллионы
зрителей во всем мире обожают этих завсегдатаев фестивалей. И особенно -
фронтмена группы, который одним лишь своим ярким появлением приводит публику в
экстаз. Он не стесняется прямо на сцене хлестать из бутылки вино и щедро
поливать им публику - в августе этого года под раздачу попал член британской
королевской семьи принц Гарри.
2 декабря интернациональный
коллектив с украинскими корнями, взрывающий сцены мира горячей смесью
карпатских, балканских и цыганских мотивов, снова выступает в Украине - на этот
раз с новой программой.
Наша
группа когда-то была запрещена во многих клубах Нью-Йорка, а через несколько
месяцев нас туда зазывали за десятикратные гонорары
В
ней большую часть песен Gogol Bordello исполняют на русском и украинском языках.
И если до сих пор "великий и могучий" присутствовал в текстах группы по большей
части лишь в виде хлестких идиом и нецензурных словечек, то теперь все
серьезно: в акустическом альбоме, состоящем из 11 песен, нашлось место не
только кавер-версиям песен Владимира Высоцкого, но и гимну украинской столицы -
композиции Києве мiй, и даже песне
фанатов киевского Динамо.
Эта акустическая программа, вынесенная на
большую сцену с легкой руки Рика Рубина - продюсера, работавшего до Gogol
Bordello с такими коллективами, как Slayer, AC/DC, Red Hot Chili Peppers,
Metallica, U2, - уже прозвучала в Англии, Швеции, Финляндии и России. После
Украины на очереди Италия и Франция. Все европейское турне займет меньше
месяца, с 18 ноября по 13 декабря.
Харизматичному лидеру группы к напряженному
графику не привыкать: помимо концертов с Gogol Bordello Гудзь успевает
выступать в роли диджея, сниматься в кино, пробовать себя в качестве режиссера
и развивать другие проекты, о которых, как пообещал он в интервью Корреспонденту, все услышат уже очень
скоро.
- Gogol Bordello много лет не
заглядывали в Украину, зато начиная с 2009 вы здесь бываете каждый год. Что-то
изменилось в тебе или в Украине?
- Наше
первое выступление в Украине было 2002-м, именно так. А потом… Просто здесь мы
были не так популярны, как в других странах. У нас было море работы и
предложений по всему миру, и по иронии судьбы именно Россия и Украина открыли
нас одними из последних. Даже Россия в первую очередь, Украина тут шла в арьергарде,
можно сказать. (Улыбается.)
Мы
очень рады этому моменту, потому что он давно назревал, и корни наши никуда не
уходили, они всегда были с нами. И когда пришла идея русско-украиноязычного
альбома, это не было какой-то сенсацией для нас: материал аккумулировался в
течение многих лет, это просто коллекция треков, которые уже давно существовали
и были обкатаны в группе.
- Находишь время погулять по Киеву?
- Я,
кстати, очень люблю заниматься именно этим, сам часто смываюсь… Говорю, что у
меня следующие полдня заняты интервью, а сам куда-нибудь погулять иду. В первую
очередь это, конечно, Оболонь, места оболонской славы, где я вырос. Иногда
просто тянет снова через решетку слазить на пивзавод. (Смеется.)
- В вашем новом альбоме два кавера на
Владимира Высоцкого. Как встречали эти песни в России? Зал плакал? Или нынешняя
молодежь уже с трудом вспоминает, кто это такой?
- Наша
аудитория очень хорошо знала песни, которые мы играли [Песенка об Одессе и
Баллада о любви]. Мы исполняем эти вещи в совершенно нестандартной манере, в
других размерах и другой аранжировке, и мне понравилось, что зал просто на лету
подхватывал. Да, был такой момент, когда я знакомился с молодыми людьми в
России, и они имели уже довольно туманное представление о Высоцком. Мне это
было немножко странно, потому что Высоцкий - это человек, не принадлежащий
какому-то одному времени, он один из тех титанов культуры, которые не могут уходить.
А
мне его творчество близко в первую очередь потому, что Владимир как-то сказал,
что из всех его занятий больше всего времени, 90%, он посвящает лирике,
написанию текстов, и мне этот момент очень близок. Из всей моей деятельности - музыкальной,
диджейской, актерской, перформансов - это для меня самое яркое. И это не
значит, что у меня дома висит большой плакат Высоцкого. Просто никуда это не
уходило еще с детства, и я был рад возможности показать свой подход к данному
материалу.
- К слову, об актерской деятельности: в
2005-м вышел фильм с твоим участием Все
осветилось, в 2008-м - Грязь и
мудрость. Скоро будет новое кино?
- Да,
таких предложений много, и в общем-то график действительно уже подпирает… Дело
в том, что я сфокусировал свой интерес на режиссерском подходе, поэтому
актерские предложения, по крайней мере те, которые были, не ввели меня в
состояние экстаза. А только в этом состоянии я могу работать.
- То есть ты сейчас что-то делаешь как
режиссер? Можно узнать название проекта?
- У меня есть несколько сценариев, которые нужно оформить окончательно, но я уже
просто по опыту знаю, что такие идеи заранее лучше не разглашать - чтобы кто-то
другой не пришел в состояние экстаза.
- А как ваша дружба с Мадонной [американская звезда выступила в роли
режиссера фильма Грязь и мудрость]? Вы планируете еще над чем-то работать
вместе?
- А
можно сразу следующий вопрос задать?
- В фильме Грязь и мудрость есть эпизод, когда твой персонаж Андрей предлагает
каждому встречному послушать диск с его музыкой. Случалось ли проходить через
нечто подобное? Или слава обрушилась внезапно и сразу?
- Вот это был бы действительно симулированный кинематографический момент, если бы
слава вдруг обрушилась на кого-то. Она на фиг ни на кого никогда не
обрушивается, в 99% случаев. И этот вопрос часто задается: в какой день я
проснулся и понял, что пришел успех и американская мечта? Такого дня не было, это
очень постепенный процесс.
И
только глядя назад, в ретроспективе обычно понимаешь: то, что хотел бы
воплотить - воплощается. А какие-то вымышленные, прессой подогреваемые моменты
знакомств, каких-то всемогущих пиаров, менеджментов, - это все пурга полная. Gogol
Bordello - группа людей, которые действительно любят жизнь, любят кайф и с
радостью за это поработают. И это не идеология - это смысл, наше ощущение
жизни.
- В начале 2000-х тебя не пускали в один
из киевских клубов из-за несоответствия тамошнему дресс-коду, хотя в этот вечер
ты должен был отыграть у них диджей-сет. Приходилось сталкиваться с подобным
снобизмом где-то кроме Украины или это сугубо местное явление?
- Это
был показательный случай именного для того времени, когда Восток яростно копирует
то, что происходит на Западе, включая дресс-код и фейс-контроль. И у людей, у
которых абсолютно нет своего мнения, это получается очень плохо.
Да,
такие большие карамболи всегда весело вспоминать. (Улыбается.) Но такое было не
только в Киеве, меня много куда не пускали. Наша группа когда-то была запрещена
во многих клубах Нью-Йорка, а потом, по прошествии буквально нескольких месяцев,
нас туда зазывали за десятикратные гонорары. Но, к сожалению, нам они больше
были не нужны. Я думаю, такое происходило со многими в так называемом
шоу-бизнесе.
- Это правда, что ваши костюмы шьют
косовские цыгане-политзаключенные?
- Не
все костюмы, но такие костюмы у нас действительно были. Это было несколько лет
назад, у нас в Косове есть друзья, для которых мы играли несколько концертов в
поддержку этих людей, этого сообщества, и они ответили тем, что сделали нам сценические
костюмы - с символикой своего фронта. Так что да, это сущая правда.
- Ты записываешь альбом с бразильскими
музыкантами - на каком он этапе? И насколько он будет отличаться от того, что
уже сделано Gogol Bordello?
- Бразильский
альбом я записываю уже больше года. Если бы это был американский альбом, он
давно бы уже лежал на полках, а в Бразилии ощущение времени совсем другое, и
подход к альбому очень расслабленный.
Он
будет электронным, каждый трек - сотрудничество с разными бразильскими артистами,
известными и вообще неизвестными, и все это в разных стилях, потому что
Бразилия очень богата разноплановыми региональными стилями и мне просто
доставляет массу удовольствия работать в подобной атмосфере, с людьми, которые
выросли в этой культуре.
Я
все больше и больше понимаю, что тропический темп жизни мне намного ближе. Сейчас,
во время турне в Европе, по утрам мне кажется просто каким-то адским мероприятием
необходимость надевать на себя всю эту в принципе обыкновенную европейскую
одежду. Все это кажется каким-то… насилием! (Смеется.)
- Когда-то в конце 1990-х в Нью-Йорке вы
с друзьями основали культовый эмигрантский клуб с незабываемым названием
Pizdets. Сейчас, когда ты живешь в Рио, тебе не приходила мысль открыть там
собственное заведение?
- О,
я смотрю, вы уже кое-что знаете! (Смеется.) Идея такая действительно
существует. Мой треугольник сейчас состоит из Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро и - все
больше и больше - также Киева. Поэтому идея такая существует, и именно в этих
трех местах. Желание развеселить народ всегда есть, и очень скоро начнут
происходить эти события, создание таких заведений.
- Когда открытие?
- Об
этом вы скоро услышите!
***
Этот
материал опубликован в №47 журнала Корреспондент от 2 декабря 2011
года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме
запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,
опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь