Пианистка-звезда Валентина Лисица, одна из первых среди классических музыкантов покорившая мир при помощи YouTube, в интервью Оксане Мамченковой в № 11 журнала Корреспондент от 22 марта 2013 года - о своем американском доме, заложенном ради музыки, опасностях отечественной школы и отличиях Европы от Америки
Уроженка
Киева пианистка Валентина Лисица сегодня стала не только знаменитостью
международного масштаба, но и революционеркой, совершившей в консервативном
мире классической музыки настоящий переворот. Она одной из первых среди коллег
начала выкладывать свои записи на сайте YouTube и теперь по популярности на
этом ресурсе сравнима разве что с поп-звездами. В то время как для многих
музыкантов YouTube пока не стал глобальной концертной площадкой, на страницу
Лисицы на сайте ежедневно заходят в среднем 50 тыс. поклонников. В целом ее
ролики смотрели более 55 млн раз.
Записи
музыкальной классики в исполнении Лисицы моментально становятся лидерами продаж
в основных международных онлайн-магазинах - iTunes и Amazon. Но ее деятельность
не ограничивается интернетом. В гастрольном графике пианистки - до двух
десятков выступлений в месяц в крупнейших залах Северной и Южной Америки, а
также Европы.
Начиная с 2008 года артистка дает до 80 концертов в год в лучших залах планеты вроде нью-йоркского Карнеги-холла и лондонского Альберт-холла
Начиная с
2008 года артистка дает до 80 концертов в год в лучших залах планеты вроде
нью-йоркского Карнеги-холла и лондонского Альберт-холла. В мае прошлого года
она подписала контракт с крупным лейблом Decca Records, который в марте
выпускает ее запись фортепианных концертов композитора Сергея Рахманинова,
сделанную вместе с Лондонским симфоническим оркестром.
Впрочем,
Лисице знаком не только вкус успеха. Пианистка уехала из Украины в 1992-м,
когда после победы в престижном конкурсе Dranoff International Two Piano Competition получила возможность учиться в США. На протяжении
нескольких лет киевлянка успешно выступала в Америке, пока карьера не пошла на
спад. Именно тогда она и отправилась на завоевание интернета, где стала
звездой.
Корреспондент
созвонился с Лисицей,
живущей на два дома - в США и во Франции, когда она как раз находилась в
Париже, накануне выхода ее диска с записями Рахманинова и начала мирового
гастрольного тура. Во время беседы пианистка была эмоциональна и щедро делилась
своими наблюдениями в отношении того, как устроен мир классической музыки.
- В
2007 году вы запустили собственную страницу на YouTube, что стало поворотным
моментом в вашей карьере.
- Это был не
только поворотный этап в моей жизни, это была моя вторая жизнь. Потому что [ранее] моя судьба была такой, как у многих молодых
музыкантов, которые весело начинали с конкурсов, а затем играли концерты. А
потом карьера закончилась, надежды не оправдались. И [выкладывать записи на] YouTube я начала в общем-то от отчаяния. Потому
что для артиста нет ничего более страшного, чем не иметь своей публики.
Тогда [в 2007-м] только появились новые медиа. И я попробовала -
поставила один фрагмент не очень хорошего качества. Пьеса такая странная - этюд
Рахманинова Красная
Шапочка. Это три
минуты настоящего ужаса в музыке. И почему-то люди стали его находить, что-то
их в нем привлекало, какая-то дикость и страх. Они начали делиться видео, и
пошло-поехало.
-
Рецензии на ваши концерты, как правило, начинаются так: шел на концерт с
некоторым скепсисом, признаю, был неправ. А со стороны коллег по цеху
чувствовали предвзятое отношение из-за выбранного пути к популярности?
- Знаете, у
меня сейчас ощущение, как будто бы я играю в компьютерную игру, где есть разные
уровни. Я выиграла один уровень, который был невероятно тяжелым. Прошла все
ловушки, оказалась на другом уровне, и все начинается сначала. Вот сейчас у
меня 55 млн зрителей, у меня большой контракт с престижной звукозаписывающей
компанией Decca, я сыграла в Королевском Альберт-холле в Лондоне, это был мой
дебют, который транслировался по YouTube и в Google на весь мир.
Когда все
начиналось в первой половине ХХ века, что называется, в золотую эпоху музыки,
все работало очень естественно, это был чистый капитализм. Например, самым
знаменитым пианистом того времени был [поляк]
Игнаций Падеревский. Он начал с того, что играл в маленьких залах для
небольшого количества людей. Когда он приехал в Лондон, у него на первом
концерте было три человека. Но эти три человека пошли и рассказали еще 300, на
следующем концерте у него было уже 300 [слушателей],
потом 1.000, а потом он играл по два-три концерта в день и был самым знаменитым
пианистом. Люди становились известны, потому что слушатели приходили на
концерты.
А в
1960-1970-х наступила новая эпоха с чудесами звукозаписывающей техники, когда
не музыкант стал господином этого царства, а продюсер, технарь, который мог все
исправить. Эти люди захватили классический музыкальный бизнес и стали назначать
- это будет следующий [Святослав]
Рихтер, это следующий [Владимир]
Горовиц. Они почувствовали, что важны. А музыканты - это как биржевой продукт
без имени, без лица. Их можно менять каждый год. С тех пор вся музыка пошла
задом наперед.
И вот с
YouTube революция выражалась в том, что людям внезапно пришлось составлять
собственное мнение. На YouTube мы возвращаемся в эпоху, когда в исполнителя
можно было кидаться гнилыми помидорами, - это был замечательный век. [Со мной] произошло то, что происходило в золотой век
пианиста, - появилась маленькая публика, она росла. Когда позвонили из
Альберт-холла, им было интересно только одно - в какие продажи билетов
переведутся эти все [интернет-]
зрители. И когда концерт объявили - а это самый большой зал, 5.400 человек, - в
первый же день продали 3.000 билетов. И это послало сейсмические шоки по всему
музыкальному бизнесу.
-
Отрицательный отзыв - часто головная боль для тех, кто выкладывает плоды своего
труда в интернет. Много ли отрицательных отзывов вы получаете в Сети?
- Меня
раздражает критика, которая исходит от амбициозных молодых людей, не знающих
ничего о музыкальном бизнесе. Вещь, которая меня бесит и при этом развлекает, -
когда молодые люди приходят и находят какие-то мелочи, не те ноты. Это критика
неконструктивная. Все остальное прекрасно, ведь в музыке, как и в любом
искусстве, нет одной правды, в чем и состоит ее прелесть и очарование.
-
Расскажите историю записи с Лондонским симфоническим оркестром. Правда ли, что
ради этого проекта вы заложили дом?
- Мы с мужем
пошли, взяли ссуду на дом и отправились в Лондон, наняли студию Abbey Roads.
Это была замечательная авантюра. Когда я говорила людям, что собираюсь сделать,
то первая реакция была: “Ну ты сумасшедшая”, а следом говорили: “Но это
сработает”. Потому что никто такого не делал. Потому что самое замечательное -
найти то, чего никто не делал.
Я кинулась в
проект, во-первых, потому что обожаю Рахманинова. У Рахманинова была интересная
судьба в России. Когда он уехал, его, конечно, объявили предателем, его музыка
не исполнялась. Но в какой-то момент было решено, что его музыка имеет
ценность, и Рахманинова превратили в такого пролетарского композитора,
патриотического. Естественно, возникла новая мифология о том, как он страдал на
Западе, хотел поехать домой. И играть его стали соответственно. Это обычно
очень здоровые мужики, которые выколачивали, делали из него биток. Очень
громкий, пролетарский Рахманинов.
Gilbert Francois
Видео с классическими произведениями в исполнении Валентины Лисицы в Сети ежедневно смотрят 50 тыс. человек
Но Рахманинов
удивительный, и мне показалось в какой-то момент, что я готова вернуть эту
музыку к тому, как он ее делал. Потому что у него стиль был элегантный,
полетный, аристократический.
И я пошла в
студию. Лондонский симфонический оркестр - один из величайших музыкальных
инструментов, они могут изобразить любые краски. Они чувствуются как
замечательная гоночная машина, они подвижны, легки, обладают невероятной
энергией. Но в первые моменты было напряжение. Наверное, поначалу они подумали,
что это [у
меня] нефтяные деньги. Я
чувствовала подобное отношение, так как это был платный продукт и такие
сумасшедшие деньги у музыкантов не водятся. Но когда мы начали играть, все
рассеялось, как плохой туман.
-
Насколько популярны классические исполнители на Западе? На какие гонорары может
рассчитывать пианист высокого уровня?
- Безусловно,
[классическую] музыку всегда загоняют в какой-то угол, что это
элитарное искусство, с чем я абсолютно не согласна. Но когда я смотрю YouTube,
там есть статистика, и можно увидеть, кто и откуда смотрит. И меня очень
удивляет, сколько тысяч, десятков тысяч людей приходят из мест, где, я думала,
классической музыкой не интересуются. Это Индия, Индонезия, Филиппины, города с
населением по 5-6 млн человек в Южной Америке, которые для нас, таких
европоцентристов, кажутся глухими деревнями на Амазонке. Удивительный феномен,
о котором я никогда бы не подумала, - у меня много фанов в Иране, где не только
классическая музыка, но и вообще все западное не поощряется, всячески
притесняется.
А гонорары…
Музыкантов, грубо говоря, делят на три группы. Те, кто не зарабатывает ничего,
те, кто не зарабатывает почти что ничего, и те, кто зарабатывает очень много. В
“очень много” тяжело пробиться, и там недостаточно просто играть. Это не просто
выходить и играть концерты - это и записи, и другая продукция. Все стремятся
туда пробраться, но это нелегко.
-
Какие трудности ждут артиста из Украины, который хочет покорить лучшие сцены
мира?
- Из Украины,
не из Украины… Я всегда говорю, что самое трудное - когда выходишь на сцену,
нельзя пытаться понравиться, надо быть простым проводником, такой трубой, по
которой течет замысел композитора, надо испариться со сцены.
Наша система
с музыкальными конкурсами, в которой мы росли, в первые 10-15 лет формирования
души музыканта уничтожает много хорошего. У нас была дикая подготовка, все было
настроено на конкурсы, победы, спортивность. В музыке подобная
соревновательность забирает такое количество энергии жизни
и креативности у молодых людей, что очень тяжело потом переключиться.
Безусловно, мне помогло то, что я получила
образование с двух сторон - я получила нашу классическую школу, получила
западный взгляд на музыку, культуру, искусство.
Вообще интересно, что обычно успех приходит с
экономическим развитием страны. Это можно проследить по самым последним звездам
классической музыки. Когда появились азиатские тигры экономики, естественно,
появилось новое поколение очень популярных музыкантов из Азии. Сейчас мы видим
канадцев с канадской экономикой. Может быть, когда-нибудь придет время, когда
будет полное засилье украинских музыкантов.
-
Скажите, а вы приезжали в Украину с тех пор, как уехали в 1992-м?
- В Украине была один раз, в 1997-м, тогда она уже
казалась другой планетой. Я сыграла концерт в филармонии.
Меня часто спрашивают по интернету: "А не приедете
ли в Киев, Москву?". Я, естественно, говорю, что приеду, когда позовут. Сама я
не хочу навязываться. Не хочется, чтобы в этом был какой-то особый затаенный
смысл, что-то ностальгическое, или приехать и доказать всем, мол, не верили, а вот посмотрите, чего я
добилась. Этого я боюсь. Все [бывшие одноклассники] друг на друга оглядываются: обгонит, не обгонит. Есть такой
спортивный нездоровый интерес. А хочется, чтобы слушали, не думая о моей
истории.
-
Вообще получается так, что единственная возможность стать успешным для
классического исполнителя-украинца - добиться признания на Западе?
- Мы всегда,
хотели или нет, немножечко преклонялись перед Западом. Но даже внутри Запада
полно мест, которые так же относятся к себе и другим. Например, я сейчас играла
в Берлине, и Берлин стремился доказать, что это еще один Лондон, они надеялись
сделать такой же концерт-событие, как в Альберт-холле, мне было весело
смотреть, как они пытались это сделать и не справлялись. Потому что и культура,
и психология совсем другие.
В то же время
я общалась с немцами из Мюнхена или из Франкфурта, которые крутили носом и
говорили: “Ха, Берлин, кому нужен этот Берлин! Такая деревня, там ничего не
понимают в музыке, а вот Мюнхен - это да”. На любом уровне такое отношение
есть.
Да, конечно,
для нас, тех, кто уехал или не уехал из Украины, признание на Западе - это
что-то важное, это как медаль за заслуги, которая что-то доказывает. Должно ли
так быть? Я надеюсь, когда-нибудь все поменяется и молодым исполнителям можно
будет прекрасно начать свою карьеру в Украине.
Но не надо
расстраиваться, что Украина находится немного в стороне от центра событий.
Потому что если вы спросите немцев, то же самое они скажут про французов,
французы - про англичан, итальянцев, еще про кого-нибудь. Мы принадлежим к
Европе и ее способу мышления.
В Америке эти
расстояния, Нью-Йорк или Лос-Анджелес, - все одно и то же. Когда живешь в
Америке, мыслишь другими масштабами. А в Европе, когда возвращаюсь, замечаю,
что опять мыслю на уровне большой-маленькой европейской деревни.
***
Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 22 марта 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.