Фото: АР
Добровольцы больше старались при игре с человеком, а не с компьютером
Сеансы игры в покер между людьми и компьютером показали, что в коре мозга на границе между теменной и височной долями существует особая область, оценивающая "социальность" будущих действий, заявляют нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале Science.
"Существуют фундаментальные нейрологические различия между принятием
решений в социальных и не социальных ситуациях (то есть при
взаимодействии с людьми в первом случае, и в прочих ситуациях во втором
случае). Социальная информация может заставить наш мозг поступать не
так, как человек поступил бы в несоциальной ситуации. Понимание тех
принципов, по которым наш мозг определяет возможных соперников и
союзников, позволит нам осознать сущность таких феноменов как
дегуманизация и эмпатия", - заявил руководитель группы биологов Скотт
Хюттель из университета Дьюка в городе Дарем (США).
Игры разума
Хюттель и его коллеги открыли зону оценки социальности действий,
наблюдая за активностью мозга двух групп добровольцев, игравших в покер с
людьми и компьютером.
Как объясняют ученые, их подопечные не были профессиональными
игроками в покер. Они знали правила игры, но не умели блефовать -
пытаться создать ложное впечатление о наличии выигрышной комбинации
карт.
Данное умение является одним из ключевых элементов игры в покер и
требует от игрока высокой наблюдательности и способности оценивать
последующие поступки соперников. Если игрок ошибается в своих ожиданиях,
то другие игроки не "клюют" на уловку и забирают выигрыш.
В ходе эксперимента добровольцы играли с двумя типами соперников - с
относительно простым компьютерным симулятором игры в покер и с живым
игроком. Во время каждого сеанса игры ученые периодически подтасовывали
карты и сдавали добровольцам заведомо проигрышную комбинацию. У игроков
был выбор - блефовать или потерять ставку. Во время принятия решения
Хюттель и его коллеги записывали активность мозга своих подопечных при
помощи компьютерного томографа.
Социальная биомашина
Авторы статьи собрали данные о работе мозга добровольцев при игре с
машиной и человеком, сравнили их и выделили те зоны, которые были
активны только во время матчей с живым соперником.
Как утверждают
ученые, сравнение активности мозга подтвердило его "социальную" сущность
- подопечные Хюттеля и его коллег больше старались при игре с
человеком, а не с компьютером. Это отражалось в общей высокой активности
их мозга.
По словам биологов, за оценку "социальности" действия и последующее
включение соответствующих регионов мозга отвечал микроскопический
участок на границе теменной и височной долей коры, так называемый
темпорально-париетальный узел.
После анализа данных ученые научились
расшифровывать сигналы, поступающие из этого узла, и предсказывать,
будет ли их подопечный блефовать или нет при игре с живым соперников.
С другой стороны, данная часть коры не проявляла видимой активности
при игре с компьютером, что не позволяло исследователям "читать" мысли
добровольцев. Хюттель и его коллеги полагают, что мозг по разному
подходит к решению социально значимых и несоциальных проблем и
использует для этого разные цепочки нейронов.
Напомним, в 2008 году группа психологов провела исследование, результаты
которого поставили точку в древнем споре: что важнее для игрока в карты - умение или везение.