Средиземное море стало результатом масштабного наводнения - ученые

Корреспондент.net,  24 июля 2013, 14:45
Средиземное море стало результатом масштабного наводнения - ученые
Фото: АР
Море почти наполнилось за 20 лет

Как выяснили ученые, Средиземное море в том виде, каким оно известно сейчас, было образовано около 5,3 млн лет назад, когда воды Атлантического океана из-за невыясненного события хлынули через Гибралтар и буквально затопили огромный бассейн.

Отметим, геологи уже давно знали, что еще 5,5-5,6 млн лет назад Средиземное море было целиком изолировано от Мирового океана. Более того, около 5,4 млн лет назад оно почти полностью высохло, поскольку не пополнялось водой.

Исследователи также в основной массе подтверждают тот факт, что средиземноморский бассейн появился из-за движений земной коры и пластин возле ее поверхности. Когда Средиземное море почти закончило процесс своего формирования в теперешнем виде, на месте нынешнего Гибралтара размещались горы. Тем не менее, после пока еще не выясненных геологических инцидентов, примерно 5,3 млн лет назад этот горный массив резко просел и воды из Атлантического океана ринулись в Средиземное море.

На данный момент геологи не в курсе, как долго длился процесс формирования нынешнего Средиземного моря, а также где именно впервые воды хлынули в его бассейн.

Новое исследование, которое провели испанские ученые, продемонстрировало, что всего за пару тысяч лет на месте нынешнего Гибралтара появился 200-километровый канал, через который и начала приходить вода из Атлантического океана. К таким выводам исследователи пришли на основе изучения сейсмических данных. Геологи обнаружили, что поначалу вода поступала довольно медленно, но впоследствии ток усилился из-за расширения канала.

Эксперты полагают, что до 90% запасов воды в Средиземное море появилось всего за пару десятилетий, а в некоторые периоды скорость подъема вод в море доходила до нескольких метров в сутки.

Кроме того, геологи из Университета Барселоны подчеркивают, что если бы не пологая система Гибралтарского пролива, то на момент появления Средиземного моря потоки воды там в десятки раз превосходили по масштабам нынешний Ниагарский водопад.

Ранее сообщалось, что изучение антарктических отложений глины привели ученых к выводу, что около пяти миллионов лет назад произошло глобальное потепление, которое растопило большую часть южной полярной шапки и подняло уровень моря на 20 метров.