UA
 

Провал Минстеця. Как в Украине создают телеканал для пропагандыСюжет

Корреспондент.net,  6 августа 2015, 14:01
220
29833
Провал Минстеця. Как в Украине создают телеканал для пропаганды
Фото: Корреспондент.net
Министерство информации взялось за свой главный проект - украинский телеканал на английском языке.

Создание "министерства правды" и англоязычного канала Ukraine Tomorrow вызвало шквал критики власти.

Министерство информационной политики существует в Украине уже девятый месяц, но существенных результатов его работы пока не видно.

Создание министерства вызвало массу критики в стране и сделало его объектом насмешек и Интернет-мемов.

Одним из главных проектов министерства должен стать государственный телеканал Ukraine Tomorrow, призванный рассказать правду об Украине миру.

Журналист Huffington Post Самуэль Рамани анализирует проекты министерства информации и перспективы нового телеканала. Выводы журналиста неутешительны.

Корреспондент.net приводит перевод статьи американского издания об украинском “Министерстве правды”.

Министерство без результатов

Украинское правительство внесло в Раду законопроект о создании государственной иновещательной телерадиокомпании Ukraine Tomorrow. Компания призвана стать украинским ответом российскому каналу Russia Today и противостоять захлестнувшим Донбасс потокам российской пропаганды.

Создание Ukraine Tomorrow стало самым заметным достижением Министерства информационной политики, которое было учреждено в декабре 2014 года для борьбы с «недостоверной информацией об Украине» и «российской информационной агрессией» и с тех не раз становилось мишенью для критики.

Идея создать телеканал такого рода с самого начала вызвала неоднозначную реакцию. Критики министра  информационной политики Юрия Стеца и президента Порошенко называли Министерство информационной политики органом цензуры и даже сравнивали его с оруэлловским «министерством правды».

Это, конечно, преувеличение: создание министерства никак не повлияло на деятельность независимых СМИ. И все же Ukraine Tomorrow предстоит нелегкий путь, прежде чем украинская аудитория начнет воспринимать его серьезно. Пока что идеи министерства не находят отклик у людей.

Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, возможности министерства ограничены из-за того, что медийный рынок перенасыщен, и к тому же российские государственные каналы располагают безграничными финансовыми ресурсами.

Во-вторых, украинцы, придерживающиеся умеренных взглядов, с сомнением относятся к идее бороться с пропагандой при помощи контрпропаганды. Российские СМИ даже использовали сам факт создания такого министерства и высказывания его руководителей как доказательство того, что на Украине установился авторитарный, экстремистский режим. Создание канала Ukraine Tomorrow – это, несомненно, большой шаг вперед для Министерства информационной политики, однако в силу вышеназванных причин он, скорее всего, не сможет стать тем эффективным инструментом, который рассчитывал получить Порошенко.

Почему у проекта Ukraine Tomorrow мало шансов

Во-первых, на востоке Украины Министерству информационной политики не дадут развернуться российским СМИ, насытившие рынок уже давно.

Вот как охарактеризовал ситуацию Марк Рачкевич, колумнист из Kyiv Post: «Российские СМИ закрепились как ведущая информационная сила еще в 1990-е годы. По данным опросов, местное население стабильно выбирает российские телеканалы. У кого есть спутниковые тарелки, а они есть почти у всех, смотрят российские каналы».

Вторая причина – превосходство Москвы в финансовых ресурсах. В конце 2014 года Путин увеличил бюджет на «участие в международном информационном пространстве» (читай: на распространение официальной позиции Кремля по всему миру) до 250 млн долл. В условиях кризиса такая сумма выглядит весьма внушительно.

Пол Грегори из «Forbes» писал в декабре 2014 года, что путинская армия троллей публикует в Интернете каждый день по 100 тысяч заметок и твитов. 

Украинской контрпропаганде будет очень трудно противостоять такому напору

Многие украинские журналисты и организации выступили против создания Ukraine Tomorrow, осознавая всю бесперспективность и бессмысленность этой затеи.

Как заявила Татьяна Матычак, один из основателей и главный редактор некоммерческого проекта StopFake, призванного разоблачать дезинформацию о конфликте на Украине: «Вряд ли госканал будет чем-то отличаться от личного проекта миллиардера Игоря Коломойского Ukraine Today. Конкурировать с Russia Today он не сможет – не потянет по деньгам. Мне не кажется, что создание государственного канала – это правильное применение бюджетных средств. Украинские бизнесмены могут создавать каналы без госпомощи, причем они будут гораздо успешнее».

Провальная пропаганда

Сначала многие украинские журналисты боялись, что Министерство информационной политики будет заниматься тем, что, как в советские времена, будет затыкать прессе рот. Сорок журналистов даже устроили 2 декабря 2014 года у здания Рады демонстрацию протеста.

В ответ представители украинского правительства и Вооруженных Сил заявили, что пророссийские сепаратисты на востоке Украине ведут активную работу по вербовке журналистов. Поэтому для предотвращения угрозы терактов необходимо ввести ограничения на поездки журналистов в зону АТО и вести встречную пропаганду.

Эти доводы никого не убедили. Акции протеста не утихали. Как сообщала радиостанция «Свобода», некоторые активисты даже называли министерство нацистской организацией. В свете всех этих протестов украинское правительство внимательно следило за тем, чтобы министерство никак не ограничивало свободу СМИ.

Теперь министерство критикуют уже по другому поводу: критики говорят, что бороться с российской пропагандой при помощи встречной украинской пропаганды непродуктивно.

Опасения по поводу политизации министерства связаны еще и с тем, что у Стеця, который в свое время работал генеральным продюсером на принадлежащем Порошенко «Пятом канале», имеются давние политические связи с украинским президентом.

Люди и так уже скептически настроены по отношению к Ukraine Tomorrow, а если теперь канал будет восприниматься еще и как «тепленькое местечко», устроенного для «своего человека» (Стец приходится крестным отцом одному из детей Порошенко), то его вообще никто не будет воспринимать всерьез.

В дополнение ко всем уже упомянутым факторам, отрицательно влияющим на репутацию министерства, предлагаемый им подход возымел, можно сказать, обратный эффект и дал дополнительные козыри в руки российской пропаганды.

Прокремлевское информационное агентство «Спутник», которое критики называют путинской антизападной версией Buzzfeed, сообщило в марте 2015 года, что министерство информации требует для донецких и луганских журналистов тюремных сроков до 15 лет.

Телеканал RT опубликовал заявления украинских журналистов, называющих министерство «фашистским», а также комментарии таких международных организаций, как «Журналисты без границ».

Учитывая, что в Крыму украинскую контрпропаганду не слушает практически никто, а на востоке Украины — только очень ограниченное число людей (тогда как именно Крым и восточная Украина сильнее всего подвержены воздействию кремлевской пропаганды), может получиться так, что в зоне конфликта люди просто перестанут верить украинским властям. К тому же, из-за этого ряды пророссийских сепаратистов могут пополниться новыми сторонниками — против чего и был направлены, собственно, принятые в декабре прошлого года правила работы в зоне АТО.

Таким образом, телеканалу Ukraine Tomorrow придется изрядно потрудиться, чтобы завоевать уважение аудитории. Учитывая, что Украина испытывает серьезные финансовые трудности и что в обществе не утихает недовольство деятельностью Министерства информационной политики, сложно сказать, сколько продержится на плаву Ukraine Tomorrow.

На данный момент ясно одно: предложенный президентом Порошенко подход — бороться с пропагандой при помощи контрпропаганды — неожиданно для него вызвал волну критики и недовольства.
 

СПЕЦТЕМА: Сюжеты
ТЕГИ: пропагандаПорошенкоЮрий Стецьинформационная войнаUkraine Todayминистерство правдыМинистерство информационной политики
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии