Корреспондент.net,
23 февраля 2018, 14:48
Минск-2 отпраздновал свою третью годовщину, но ни мира, ни политического урегулирования на Донбасс он так и не принес. Бои на востоке Украины продолжаются, переговоры в тупике.
На помощь зовут миротворцев ООН. Цена вопроса — реанимация Минска-2, пишет Валерий Литонинский в №4 Журнала Корреспондент.
Так и эдак анализируем итоги ежегодной Мюнхенской конференции по вопросам безопасности — престижнейшего международного форума, но не удается избавиться от ощущения, что мир теряет интерес к событиям в Украине. За последние год-полтора появились и конфликты «погорячее» нашего и угрозы мировому порядку посерьезнее.
Да, на Донбассе продолжаются локальные перестрелки, но до серьезной эскалации дело не доходит, переговоры по урегулированию зашли в тупик, конфликт перешел в тлеющее состояние. Вот и на очередной Мюнхенской конференции Петр Порошенко много и по делу рассказывал об угрозе со стороны России, о мировой гибридной войне, которую развязали в Кремле и с которой первой столкнулась Украина, флаг ЕС из Авдеевки привез в конце концов.
Кибератаки, фейковые новости, попытки повлиять на выборы — обо всей этой деятельности Москвы Запад уже прекрасно знает и без нас. Может, поэтому в Мюнхене Порошенко выступал в полупустом зале, хотя виной могло быть и неудачное время для спича — оно совпало с экономическими дебатами на параллельной панели форума, в которых принимала участие директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.
Новый план
Единственная связанная с Украиной тема, которая активно обсуждалась в Мюнхене, — это возможное размещение миротворцев на Донбассе. Причем инициировал это обсуждение Запад, а не Украина. В принципе идея ввода «голубых касок» на Донбасс нравится всем — и Украине, и России, и Западу. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. Киев хотел бы видеть миротворцев на всей оккупированной территории, прежде всего на украинско-российской границе.
Москва же выступает за то, чтобы миротворцы контролировали линию разграничения в зоне АТО. В последнее время прогресс в обсуждении этой конфигурации наметился на переговорах между специальным представителем США по Украине Куртом Волкером и помощником президента России Владиславом Сурковым. Позиции США и России сблизились — кристаллизуется идея о поэтапном введении миротворцев с привязкой их продвижения по территории к выполнению политической части Минских соглашений.
Инфографика Корреспондент
На Мюнхенской конференции бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, который сейчас, кстати, числится советником Президента Петра Порошенко, представил план размещения миротворцев на Донбассе. Разработал его Ричард Гоуэн — эксперт Колумбийского университета, экс-сотрудник политического департамента ООН. Идея Расмуссена — Гоуэна заключается в том, чтобы собрать миротворческий контингент для Донбасса из представителей нейтральных стран.
В миссию предлагается привлечь страны Южной Америки, государства Европы, которые не состоят в НАТО (Австрию, Финляндию, Швецию), и дружественные России — Казахстан и Беларусь. Из представителей Североатлантического альянса на Донбасс могут пригласить только лояльные к России страны, например, Грецию. А возглавить миссию должны шведы. Численность контингента — 20 тыс. военных и 4 тыс. полицейских. «Голубые каски» предлагается разместить на всей территории Донбасса, в том числе на украинско-российской границе.
Международный контроль на Донбассе
По сути, введение миротворцев по плану Расмуссена — Гоуэна — это принуждение к выполнению Минска-2. Военные ООН должны будут изолировать войска боевиков и их оружие на безопасных базах и противодействовать нападениям любых неподконтрольных сил с обеих сторон конфликта. Полицейские обеспечат безопасность проведения местных выборов на Донбассе и демобилизацию населения. Разумеется, все это окажется невозможным, если РФ продолжит поставлять на Донбасс деньги, оружие и «добровольцев».
Нет никаких причин, по которым РФ согласится не делать все это. Но, предположим, Запад таки выкрутит руки Москве и та самоустранится от дирижирования конфликтом. Тогда придется наводить там порядок.
Инфографика Корреспондент
Как? Говорят, что для управления ныне оккупированными территориями создадут временную гражданскую администрацию под руководством специального представителя генсека ООН. То есть Донбасс перейдет под международный контроль, что и обеспечит проведение свободных выборов, и станет своего рода буфером для местного населения, залогом дальнейшего возвращения региона к мирной жизни. По задумке, именно проведение выборов под международным наблюдением должно оживить минский процесс и подтолкнуть дальнейшую реализацию его положений.
Нечто подобное ООН уже проворачивала в 1996-1998 годах в Хорватии — в регионе Восточной Славонии. Тогда ввод «голубых касок» обеспечил безопасность этих территорий и границы с Сербией, были проведены выборы, после чего Восточная Славония перешла под контроль Хорватии. Единственное и ключевое отличие — хорваты добыли в Славонии военную победу, миротворцы были призваны зафиксировать этот факт и обеспечить переход региона к мирной жизни без перекосов. Мы этого на Донбассе сделать не смогли, поэтому никакие условия диктовать не можем, и на миротворцев ляжет гораздо более серьезная ответственность. Вот только они ее не примут, конечно же.
Политическая конъюнктура
В плане Расмуссена — Гоуэна много спорных пунктов и белых пятен: непонятно, как будут возвращаться на Донбасс беженцы, что будет с имущественными правами. Скорее это не целостный проект, а приглашение к разговору, основа для дальнейших дискуссий. По словам народного депутата Мустафы Найема, Курт Волкер в разговоре с ним в Мюнхене сообщил, что план Расмуссена в целом близок к тому, о чем они говорят с Сурковым. Страны, которым предлагается присоединиться к миротворческой миссии, уже заявили, что не против поучаствовать.
В Украине тоже приняли предложение бывшего Генсека НАТО положительно. Киев готов обсуждать форматы введения миротворцев на Донбасс, отметил Порошенко. Но тут же подчеркнул, что главное «дожать Россию». Позиция Москвы — действительно ключевой фактор, учитывая наличие у России права вето в Совете безопасности ООН, без голосования в котором никаких «голубых касок» на Донбассе не будет.
Внятной реакции на план Расмуссена от России пока не последовало. Для нее это возможность уйти с Донбасса «с высоко поднятой головой», сохраняя свое влияние посредством неминуемой победы пророссийски настроенных политсил на местных выборах и не передавая его напрямую Украине. Тем более что Запад уже показал: для Кремля у него есть метод кнута и пряника. С одной стороны, США готовы закручивать гайки Кремлю на других направлениях. Здесь и предъявление министерством юстиции США обвинения 13 гражданам во вмешательстве в кампанию по выборам американского президента. И прямые обвинения России в кибератаках. И жесткий военный ответ в Сирии. С другой — на Западе готовы идти на уступки Москве в случае одобрения ею решения по миротворцам. В Германии, например, предлагают ослабить санкции против России, если соглашение о введении миротворцев на Донбасс будет достигнуто.
Однако, очевидно, что до очередных перевыборов Владимира Путина, которые назначены на 18 марта, ничего Россия по Донбассу решать не будет. После их проведения переговоры могут пойти активнее. Но тут уже приблизится украинская предвыборная кампания, и в ее разгар принимать непопулярные решения по Донбассу никто не осмелится. Для рейтинга — это смерти подобно. А принимать их придется, ведь даже Запад говорит о политической части Минска, в котором есть и амнистия боевиков, и особый статус Донбасса. Впрочем, пока все больше похоже на то, что если какое-то решение для Донбасса и будет найдено, то исключительно в результате прямых договоренностей США и России. Украина в этом процессе — наблюдатель. Правда, как показали 2016-2017 годы, наблюдатель с правом вето.