Корреспондент проанализировал содержимое кандидатских карманов. Обращение с личными финансами очень внятно свидетельствует о том, насколько тот или иной персонаж привержен к коррупции.
Предвыборная кампания — дело не из дешевых. Реальный претендент на победу должен обладать серьезным финансовым ресурсом или иметь за спиной богатую политическую силу, пишет Валерий Литонинский в №3 Журнала Корреспондент.
Желающих стать президентом Украины насобиралось целых 91 человек. Правда, многие из них не смогли даже корректно оформить документы или не стали вносить требуемый по закону денежный залог в размере 2,5 млн грн. Но даже без таких деятелей, только отнимающих время у Центризбиркома, количество официально зарегистрированных кандидатов перевалило за четыре десятка. Это национальный рекорд, уже можно смело готовиться к избирательному бюллетеню длиной около метра, а то и больше.
Реальных же претендентов на победу не более пяти человек. Среди остальных часть кандидатов баллотируется ради повышения собственной узнаваемости с прицелом на парламентскую избирательную кампанию, которая запланирована на осень. Еще одна группа — кандидаты-спойлеры, задача которых отобрать голоса у фаворитов с помощью жесткой критики или, наоборот, продвижения схожих лозунгов. Наконец, чисто технические кандидаты — их рейтинг многократно меньше даже статистической погрешности, но они нужны фаворитам, чтобы завести своих людей в избирательные комиссии и контролировать процесс подсчета голосов, защищать результат.
Затраты претендента, который реально рвется к получению хотя бы 4-5% голосов, эксперты по избирательному процессу оценивают в десятки миллионов долларов. Эта сумма включает расходы на агитацию, рекламу, региональные структуры, оплату работы наблюдателей, членов участковых и окружных комиссией. Одним словом, без денег не обойтись. Поэтому мы проанализировали декларации о доходах и имуществе 20 кандидатов в президенты. Заодно узнали, как и на что живут те, кто рвется управлять страной. И насколько они честны перед избирателями.
С ЗАРАБОТКАМИ ТУГО
Высокими зарплатами кандидаты в президенты похвастаться не могут. Те из них, кто сейчас работает в Верховной Раде, зарабатывают и получают в виде компенсации затрат на ведение деятельности в среднем около полумиллиона гривен в год. Доход от бизнеса и существенные пассивные доходы декларируют вообще единицы. Получается, что самую большую зарплату из кандидатов в президенты в 2017 году получил художественный руководитель 95 Квартала Владимир Зеленский — 1,5 млн грн. Петр Порошенко получил намного меньшую зарплату в качестве Президента Украины, зато у него максимальные среди всех кандидатов личные доходы в виде дивидендов от принадлежащего ему бизнеса.
А больше никто к миллиону не подобрался — если речь идет именно о зарплатах. Впрочем, не зарплатами едиными.
Зеленский задекларировал 4,3 млн грн дохода от предпринимательской деятельности. Ближайший к нему по этому показателю Геннадий Балашов — 1,7 млн грн. Но вот только не стоит забывать, что у действующих политиков есть пассивные доходы — от сдачи в аренду разнообразного имущества, дивиденды, проценты от банковских вкладов и вложений в инвестфонды.
Например, в 2018 году действующий Президент впервые за три года получил дивиденды от фонда Rothschild Trust, занимающегося управлением корпорацией Roshen. На счет Порошенко пришло более полумиллиарда гривен. В общей сложности десятки миллионов гривен он задекларировал в качестве доходов от банковских вкладов, вложений в инвестфонды — об этом свидетельствуют декларации, поданные им за последние несколько месяцев в связи с существенными изменениями имущественного положения. Точную итоговую сумму за 2018 год мы назвать в феврале не можем — она будет в окончательном виде представлена в итоговой декларации Порошенко за 2018 год в апреле. Среди кандидатов на пост главы государства равных ему по суммарным заработкам нет и близко. Особо отметим, что до избрания Президентом он зарабатывал и большие суммы за счет принадлежащих ему бизнесов.
У парламентария Ольги Богомолец доходы, конечно, скромнее, тем не менее 3,3 млн грн ей в 2017 году принесла сдача имущества в аренду. Причем среди арендаторов Богомолец есть даже посольство США в Украине. Всего у Богомолец восемь квартир и пять домов, так что сдавать в аренду действительно есть что.
Самый успешный рантье из кандидатов на пост главы государства — также действующий Президент. Проценты по вкладам принесли Порошенко целых 15,7 млн грн в 2017 году — это больше, чем общий доход за год любого другого кандидата. 1,7 млн грн принесли проценты по вкладам и Олегу Ляшко. Но главный радикал — лидер в другом: он единственный из кандидатов, кто умудрился выиграть почти 600 тыс. грн.
НЕПРИВЫЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Не хватает собственных доходов? Всегда можно занять или получить в виде помощи от близкого человека, которому, к примеру, можно заниматься бизнесом. Так поступил нардеп Александр Шевченко, причем одолжила ему почти 700 тыс. грн собственная гражданская жена. Шевченко вообще из кандидатов в президенты больше всех берет в долг.
Или просто взять у супруга. Так, муж Юлии Тимошенко в 2017 году заработал около 3,5 млн грн — гораздо больше жены. И если глянуть на ее расходы, сбережения и личные доходы, то получается, что живет семья на заработки мужа.
Впрочем, есть среди кандидатов и люди, у которых вообще нет доходов. Или почти нет. Ничего за год не заработали бывший глава СБУ Валентин Наливайченко и бывший советник министра внутренних дел Илья Кива. Зарплата экс-министра обороны Анатолия Гриценко за год — 14,8 тыс. грн, хорошо хоть пенсия есть 139 тыс. грн, проценты от вкладов, да и супруга зарабатывает. Не далеко от Гриценко ушел представитель партии Свобода Руслан Кошулинский, его зарплата за год — 22 тыс. грн, а у Инны Богословской — целых 42 тыс. грн.
ВСЕ, ЧТО НАЖИТО
И вот при всех этих невразумительных заработках кандидаты в президенты умудряются декларировать впечатляющие суммы сбережений, причем преимущественно в наличке. Банкам украинские политики доверяют куда меньше. Другое дело матрасы и подушки. Да, вполне понятно, например, откуда у Сергея Таруты $5 млн налом. Все же он долгое время владел десятками компаний и находился в первых строчках списка богатейших людей страны. А вот откуда 1 млн грн и $600 тыс. наличкой у Ляшко, который с 2006 года, по идее, должен беспрерывно жить на депутатскую зарплату, — это вопрос. Кроме того, у лидера РПЛ еще и 4 млн грн с $700 тыс. на счетах в банке есть.
Богословская первый раз депутатом стала еще в 1998 году, затем тоже работала на госслужбе, но почти 3 млн грн налички и у нее имеется. Но в свое время она владела успешными бизнесами — юридической и аудиторской компаниями, а также была акционером ряда успешных промышленных предприятий.
Но вот откуда у Кивы 1 млн грн наличными — вопрос, хотя он не декларирует доходов. К слову, ни авто, ни сбережений в банках у него нет. Удивляет искусством жить красиво Наливайченко: у него, как помним, совсем нет доходов, а также совершенно отсутствуют какие-либо сбережения. Как он вообще живет? На 29 тыс. грн зарплаты жены за год? И да, совсем нет сбережений у социал-демократа Сергея Каплина.
Безусловный рекордсмен по хранению сбережений вдали от финансовых учреждений — Евгений Мураев, он задекларировал 10 млн грн, а еще у него наличкой имеется $3 млн. При этом на счету в банке нардеп оставил всего $320. Другое дело Порошенко: у него в банке лежит целых $25,5 млн. Наличными у действующего Президента совсем немного. И все бы хорошо, но львиная доля сбережений в валюте — это странно. Укрепляется же нынче гривна, Президент несет потери от хранения сбережений на валютных счетах. И как-то странно видеть столь малую долю сбережений в национальной валюте у лидера нации. Нам точно было бы спокойнее за гривну, если бы сбережения Президента были преимущественно в ней.
Второе место по размеру вкладов — у Александра Вилкула почти с $4 млн на счетах. Ну тут все понятно — достаточно почитать его выступления, в которых он честит действующую власть на все корки.
А вот Тимошенко личные средства держит только в гривне — 290 тыс. наличкой и 614 тыс. на счету в банке, хорошо хоть у мужа валюта имеется, причем наличкой $500 тыс., а на счету только 28 тыс. вечнозеленых. Вроде бы и неплохо. И даже доходы какие-никакие семья имеет. Вот только ни доходов, ни сбережений семьи Тимошенко категорически не хватает для логичного объяснения, как она умудряется оплачивать тот образ жизни, который ведет.
ЖИЛЬЕ, МАШИНЫ, РОСКОШЬ
Вот, к примеру, Тимошенко за всю жизнь так и не задекларировала приобретение собственного жилья. Дом площадью почти 600 кв. м и землю в Козине под Киевом она арендует. Причем два земельных участка сдает ей в аренду ее же родная тетя — Антонина Ульяхина. Нет у Тимошенко и собственных транспортных средств, зато есть ювелирные изделия дорогих брендов: Cartier, Chanel и Mikimoto.
Нет собственного жилья и у Гриценко — все на жене: и четыре квартиры, и дом площадью 347 кв. м в элитной Конче-Заспе. У Андрея Садового большой дом тоже записан на жену, как и машины, а также основные сбережения.
А вот у Таруты огромный дом площадью 1,7 тыс. кв. м и почти 8 тыс. кв. м земли остались в оккупированном Донецке. Таруте вообще меньше всех повезло. У него еще и в Крыму недвижимость имеется, как, впрочем, и у Зеленского. Правда, у комика есть и арендованная квартира в Лондоне. Содержание всего этого благолепия требует изрядных трат. Так что не факт, что у него остается достаточно денег, чтобы профинансировать общенациональную избирательную кампанию из собственного кармана. Очевидно, финансировать будет из чьего-то другого. Возможно, за счет партии Слуга народа? Будем наблюдать.
Богомолец задекларировала пять домов и 11 участков земли, есть у нее еще и арендованная земля — все в Радомышле, замок Радомысль, кстати, нардеп тоже указала в своей декларации. У Балашова задекларированы сразу 15 квартир. А у Порошенко 56 тыс. кв. м земли — намного больше, чем у любого другого кандидата, а еще база отдыха в Одесской области имеется. Кроме того, в 2018 году Порошенко купил две квартиры в Кропивницком, чтобы подарить их семьям украинских военных, все еще находящихся в российском плену.
Из предметов роскоши кандидаты в президенты, помимо ювелирных изделий, чаще всего декларируют часы, причем преимущественно одних и тех же марок: Breguet, Rolex, Tag Heuer и тому подобные. Ляшко задекларировал вилы, но вместе с ними и четверо дорогих часов, а также спортивные тренажеры и мебель. У Вилкула вообще сразу девять часов задекларировано, а еще в 2018 году он новую машину купил — Toyota Land Cruiser 2017 года за 1,7 млн грн.
Картин и антиквариата больше всего у Таруты, Богомолец и Порошенко. У Таруты в декларации даже значится произведение Родена — женский бюст на мраморном постаменте. Другое дело социалист Кива — он задекларировал средство производства: жомовую яму площадью почти 400 кв. м.
Еще из интересного — телекоммуникационный комплекс у Мураева на 877 единиц стоимостью 24 млн грн, а также биткоины у Балашова и Богословской. Кстати, говорят, первая криптовалюта уже больше 400 дней падает. Может, пора продавать? Или дождутся отскока?
КАК МЫ СЧИТАЛИ
Все данные приведены на основе электронных деклараций кандидатов в президенты за 2017 год, которые размещены в системе Национального агентства по предотвращению коррупции. Мы объединили земельные участки, квартиры, дома и сбережения кандидатов и членов их семей, потому что кандидат мог иметь прямое влияние на их приобретение, а оформить, например, дом на супругу.
В зарплатах народных депутатов объединены суммы выплат собственно зарплаты и средств на осуществление депутатских полномочий.
Не вошли в нашу таблицу, хотя уже официально зарегистрированы кандидатами (по состоянию на 6 февраля): Роман Бессмертный, Виктор Бондарь, Николай Габер, Александр Данилюк, Юрий Деревянко, Аркадий Корнацкий, Виталий Куприй, Александр Мороз, Роман Насиров, Виталий Скоцик, Игорь Смешко, Игорь Шевченко, Руслан Ригованов, Сергей Носенко, Сергей Кривонос, Виктор Кривенко. Оставлены в таблице наиболее рейтинговые кандидаты — по нашим суммарным оценкам (на основании ряда опубликованных соцопросов).