Президент Владимир Зеленский говорит, что Украине не следует бояться так называемую "формулу Штайнмайера", но он и сепаратисты трактуют ее совершенно по-разному.
Украина согласовала на переговорах в Минске так называемую “формулу Штайнмайера” для Донбасса. И тут понеслось. Внутри страны сразу же заговорили о “зраде”, “капитуляции” и так далее, даже митинги начали собирать.
При этом, согласно социологическим опросам, 60% украинцев не могут оценить инициативу мирного урегулирования войны на Донбассе, известную как "формула Штайнмайера", 23% высказались против этой идеи, а 18% - поддерживают ее.
Так на что же все-таки согласилась Украина, разбирался Корреспондент.net.
В чем суть
Фактически, согласованная Украиной формула касается вступления в силу закона об особом статусе оккупированных районов Донбасса и предусматривает всего две вещи:
- Закон об особом статусе вступает в силу на временной основе в 20.00 после окончания выборов на неподконтрольных территориях, проведенных согласно украинскому законодательству.
- Закон об особом статусе вступает в силу на постоянной основе после публикации отчета ОБСЕ о том, что выборы прошли по всем демократическим стандартам.
Если дословно, то это звучит вот так:
"Закон вступает в силу в 20:00 по местному времени в день голосования на досрочных местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые назначены и проведены в соответствии с Конституцией Украины и специальным законом Украины, регулирующим проведение местных выборов в упомянутых районах. Он будет действовать на временной основе до дня публикации окончательных выводов миссией БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами, на основе сложившейся практики БДИПЧ ОБСЕ, о соответствии в целом досрочных местных выборов стандартам ОБСЕ и Международным стандартам демократических выборов, а также украинскому законодательству и в котором содержится ответ на вопрос, согласованный в нормандской формате, одобренный в Трехсторонний контактной группе и направленный Украине в ее приглашении и Действующим председателем ОБСЕ Директору БДИПЧ.
Этот закон продолжает действовать на постоянной основе в случае, если в окончательном отчете БДИПЧ ОБСЕ в соответствии с установившейся практикой приходит к выводу о том, что досрочные местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей были проведены в целом в соответствии со стандартами ОБСЕ и украинским законодательствов, отвечая на вопрос, согласованный в нормандской формате, одобренный в Трехсторонний контактной группе и направленный Украине в ее приглашении и Действующим председателем ОБСЕ Директору БДИПЧ".
Президент Владимир Зеленский утверждает, что ничего страшного в этой формулировке нет. А нужна она для того, чтобы открыть путь к переговорам в Нормандском формате.
"Я хочу отдельно поговорить о самой большой страшилке последних недель под названием "формула Штайнмайера", что означает эта формула. Это одно-два предложения, вот и все: временный закон об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО, известный также в обществе как закон об особом статусе Донбасса, начинает действовать на постоянной основе при условии - пожалуйста, сейчас очень важно - при условии, что там состоятся местные выборы, проведенные согласно Конституции и законодательству Украины, а также после публикации отчета ОБСЕ, что выборы состоялись по стандартам ОБСЕ и международными стандартами демократических выборов", - заявил президент.
По его словам, это означает, что "никаких выборов под дулом пулеметов не будет и не может быть".
Зеленский напомнил, что существующий закон об особом статусе Донбасса действует до конца 2019 года, его заменит другой закон, который будет разрабатывать Верховная Рада. В этом новом законе "не будет перейдена ни одна красная линия, поэтому нет и не будет никогда никакой капитуляции".
По его словам, теперь "формула Штайнмайера" должна быть имплементирована в новый закон об особом статусе Донбасса, которого еще нет.
Также Зеленский подчеркнул, что без вывода войск с Донбасса и передаче Украине контроля над границей никаких выборов не будет.
"Если там кто-то будет, выборов не будет. Мы никогда не пойдем, чтобы проводить выборы, если там есть военные. Если там будут любые, вы понимаете, любые войска, выборов не будет", - заверил президент.
Ответ сепаратистов
У представителей так называемых “ДНР” и “ЛНР” совершенно другая трактовка того, о чем договорились в Минске.
Сепаратисты отмечают, что Украина не получит контроля над границей, а даты выборов в неподконтрольных украинской власти регионах они будут определять самостоятельно.
"Призываем господина Зеленского не диктовать нам условия. Когда он говорит, что выборы в Донбассе пройдут только после того, как Украина получит контроль над границей, он не понимает, что не ему решать, когда у нас пройдут выборы, а нам", - говорится в совместном заявлении Дениса Пушилина и Леонида Пасечника, опубликованном информационным ресурсом "ДНР" dnr-news.com.
"Никакого контроля над границей киевская власть не получит", - отмечают лидеры сепаратистов.
Пушилин и Пасечник заявляют, что 1 октября Украина подписала "формулу Штайнмайера", гарантирующую Донбасса особый статус. На самом деле Украина ничего не подписывала, а направила письмо ОБСЕ, что согласна на формулу Штанймайера в виде, описанном выше.
"Таким образом, она признает особое право народа Донбасса на самостоятельное определение своей судьбы", - считают сепаратисты.
В своем совместном заявлении Пушилин и Пасечник утверждают, что принятие формулы означает признание права сепаратистов решать, какой будет экономика, судебная власть, силовые структуры неподконтрольных украинской власти территорий, а также то, "как мы будем интегрироваться с Россией".
Руководители сепаратистов также требуют от Зеленского вести с ними прямые переговоры и согласовывать изменения в закон об особом статусе.
"В противном случае мы будем считать их прямым и грубым нарушением Минских соглашений, и они для нас будут юридически ничтожны", - утверждают они.
"Украина признает особое право народа Донбасса на самостоятельное определение своей судьбы. Мы сами будем решать, на каком языке говорить, какой будет наша экономика, как будет формироваться наша судебная система, как будет защищать наших граждан наша народная милиция и как мы будем интегрироваться с Россией. Это наше дело, наша цель", - говорится в заявлении.
Реакция
Согласование так называемой "формулы Штайнмайера" является важным шагом для дальнейшего выполнения Минских соглашений и урегулирования конфликта на Донбассе, заявила пресс-секретарь Еврокомиссии Майя Косьянчич.
"ЕС остается твердым в полной поддержке независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанных границ", - отметила пресс-секретарь.
Лидер партии Европейская солидарность, пятый президент Петр Порошенко настаивает, что, согласно Минским соглашениями, сначала Украина должна вернуть контроль над оккупированным Донбассом, включая границу, а потом там могут состояться выборы.
Порошенко заявил, что Россия хочет сделать из оккупированного Донбасса аналог Приднестровья, чтобы он был якорем для блокировки евроинтеграционных и евроантлантических стремлений Украины. Он напомнил, что эти попытки были отвергнуты еще в 2016 году, когда создали дорожную карту имплементации Минских соглашений, где четко определена последовательность действий по имплементации Минска.
"Сначала - вывод российских оккупационных войск и разоружение незаконных вооруженных формирований, перекрытие неконтролируемого участка украинско-российской границы, вывод тяжелой техники и артиллерии, возобновление работы украинских СМИ, украинских политических партий для полноценного участия кандидатов в избирательном процессе и только после этого - переход в политический процесс", - заявил Порошенко.
Порошенко добавил, что абсолютно принципиальным является участие миротворцев с мандатом Совета Безопасности ООН как гаранта выполнения тех договоренностей, которые будут достигнуты в нормандской формате.
"Свободные и честные выборы - это не только отсутствие российских войск и техники на оккупированном Донбассе. Это также полное разоружение и обеспечение безопасности. Вопрос - кем, как и когда? Формула Штайнмайера не имеет никакого смысла без того, чтобы она была вмонтирована в план действий, то есть дорожную карту. Она также не имеет никакого смысла без ответов на упомянутые выше вопросы”, - отметил бывший глава МИД Украины Павел Климкин.