Генеральный прокурор Ирина Венедиктова рассказала о резонансных уголовных делах, посадках и своих связях.
Назначение Ирины Венедиктовой Генеральным прокурором сопровождалось массой слухов и домыслов. Ее обвиняли и в зависимости от Офиса президента, и в организации политических преследований и аресте пятого президента Украины Петра Порошенко, и в сливе самых резонансных уголовных дел.
На все эти обвинения Венедиктова ответила в первом интервью на должности Генпрокурора, которое записала Украинская правда.
Корреспондент.net собрал главные тезисы интервью Генпрокурора.
О делах против Порошенко
Венедиктова опровергла информацию, что будучи главой Госбюро расследований готовила драфт подозрения Порошенко, которое отказался подписывать его предшественник в ГПУ Руслан Рябошапка.
При этом Венедиктова признает, что в обществе ее назначение воспринимают, как задачу посадить Порошенко. Но уверяет, что президент ей такой задачи не ставил:
“Когда президент подписывал представление и когда мы с ним говорили о такой возможности (назначение генпрокурором), вообще никаких условий не стоял и фамилия Порошенко ни звучало”.
Шум вокруг подозрений Порошенко Венедиктова считает искусственно созданным, в интересах самого пятого президента Украины.
“Ничего лучше в привлечение внимания, ничего лучше, чем, знаете, разворота определенных вещей в сторону политики, чем какое-то уголовное производство, еще никто не придумал. Мускулы все политические люди набирали через "политические преследования". Это удобно. Это самый удобный и простой механизм. Поэтому, мне кажется, что и ГБР использовали именно так. Если вы следили за тем временам, когда у нас происходили допросы Петра Алексеевича, это же каждый раз было шоу. Это же приходили все, кого можно и нельзя было вообще увидеть. Допрос длился очень мало, но была очень красивая картинка по телевидению из-за политики”.
О конфликте Ермака и Лероса
Венедиктова признала, что глава Офиса президента Андрей Ермак рекомендовал ей людей в заместители, но они ей не подошли.
Что касается обвинений нардепа от Слуги Народа Гео Лероса в отношении Ермака, то Венедиктова считает, что разбираться должно СБУ, ГБР и НАБУ, а потом уже можно будет делать какие-то выводы. При этом Лероса она тоже называет “позитивным образом”.
“Он (Ермак) попросил разобраться объективно и не затягивая.Вы знаете, у меня с ним(с Ермаком) рабочие конструктивные отношения”.
О деле Шеремета
Венедиктова назвала неуместным громкий брифинг об убийстве журналиста Шеремета, за которым не последовало ничего.
“Не надо было делать такого громкого брифинга до тех пор, пока реально дело не вышло из суда. Поэтому у гражданского общества испорченное восприятие этого дела. Как и что оно будет - увидим. Вы же знаете: "точка зрения определяется местом сидения". Поэтому, что бы я сейчас не говорила, оно будет не на руку ни адвокатам, ни прокурорам в суде. Это может быть расценено в суде как влияние и ангажированность, я не буду делать таких выводов. Я знаю, какой риторики от меня ожидает общество в этом деле. Я знаю! Но я оставлю дело людям, которые должны его закончить - конкретным прокурорам, конкретным судьям. Адвокаты сделают свое дело. Это нормально и цивилизованно, давайте быть профессионалами”.
О деле Стерненко
Венедиктова анонсировала вручение подозрения активисту одесскому Сергею Стерненко. На Стерненко было совершено несколько покушений, в ходе одного из которых погиб нападающий.
«Смотрите, по Стерненку подозрение будет в любом случае, квалификация идет или 115-я статья, или 118-, но и так, и так это подозрение. 115-я – это убийство, 118-я – это убийство по самозащите. Разница – в квалификации, и это сделают следователи и прокуроры, а явно не генеральный прокурор».
«А будет подозрение? Конечно, подозрение будет, просто понимание, по какой статье, и это не от меня инициатива будет отходить и ни от кого. Потому что дело расследуется 2 года, вы же понимаете, что она рано или поздно закончится? Вопрос квалификации «, – заявила Венедиктова.
Квалификация дела будет происходить в том числе на основе экспертизы, которая только пришла.
О Портнове
Венедиктова говорит, что ее не стоит связывать с бывшим заместителем главы Администрации президента времен Виктора Януковича Андреем Портновым.
“Я действительно разговаривала с Андреем Владимировичем. От него очень много к нам заявлений было и в ГБР, и сейчас уже обращений сюда приходит. Учитывая то, что он медийно мощный человек, у него очень много людей, которые поддерживают его идеи ... Но на многих вещах я с ним стою противоположно”.
О посадках
“Я очень настроена на посадки. Я думаю, что эффективность прокурора - это в первую очередь приговоры суда. Когда прокуроры отчитываются о результатах досудебных расследований, это неправильно. Эффективность прокурора - это приговор негодяям, это реальное наказания и это возвращение денег в бюджет. Поэтому я не знаю, когда придет моя "весна", но я на нее очень работаю”.