Фронт замер в ожидании начала нового этапа войны в Украине, когда обе стороны постараются провести большие общевойсковые операции против хорошо подготовленного противника.
Война в Украине вошла в такую фазу, когда обе стороны готовятся к решающему наступлению. Уверенность, с которой обсуждаются будущие наступления со стороны России и Украины, уже настолько велика, что разговор идет не о возможности таких операций, а о времени, когда они начнутся, и о направлении ударов. Уже даже президент США Джо Байден открыто заявил, что Украина готовится к наступлению.
Ресурсы
Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный ранее заявил, что "может победить врага", но для этого ему нужно еще "300 танков, 600-700 БМП, 500 гаубиц". Численность ВСУ меньше, чем российской армии. Перевес у России не только в личном составе, но и в военной технике, особенно - в авиации, артиллерии, бронетехнике.
С другой стороны, ВСУ гораздо лучше оснащены средствами связи, разведки на тактическом и оперативном уровне, целеуказания, у них больше высокоточного оружия, современных противотанковых комплексов, что во многих случаях позволяет украинцам на тактическом уровне эффективно противостоять российским частям.
Украинская армия использует западные разведданные, включая и спутники, которых на Западе на порядок больше, чем в России, а также информацию различных самолетов-разведчиков, которые постоянно дежурят в воздухе у границ Украины.
Наконец, ВСУ лучше организованы, чем армия России - система управления войсками, которая использует интернет, позволяет командованию на разных уровнях быстро принимать решения, отдавать приказы, тогда как вертикальная иерархическая структура в российских войсках замедляет время реагирования на угрозы.
Украинская армия с первых месяцев войны использует систему управления войсками на поле боя. Построить такую сеть оказалось возможным после того, как компания SpaceX Илона Маска передала в Украину сотни терминалов для спутникового интернета Starlink.
Однако даже при наличии качественной связи, если речь зайдет о большом наступлении с решительными целями и прорывом фронта на большую глубину, ВСУ понадобится и тяжелая бронетехника, и много артиллерии, и средства ПВО и РЭБ, и самое главное - много боеприпасов. Очень много.
Между тем "снарядный голод", судя по интенсивности применения артиллерии, сейчас испытывают обе стороны. Их действительно может не хватать, но, возможно, боеприпасы копят для больших операций.
В последние недели Украине пообещали поставки тяжелых боевых машин пехоты - 50 шведских CV90, 40 немецких Marder, 59 американских Bradley. Эта техника сама по себе сильно повысит боеспособность украинских частей, но она будет еще более эффективной когда Украина получит и основные боевые танки.
После долгих обсуждений их собрались поставлять Киеву Вашингтон и Берлин. Ранее танки обещала поставить Британия.
Вместе с БМП американцы поставят Киеву командно-штабные машины, подвозчики боеприпасов, броневики MRAP, джипы HMMWV. Другие страны пообещали колесные самоходки и многое другое.
Вишенкой на американском торте стали 90 тяжелых восьмиколесных бронемашин Stryker, которые составляют основу средних мобильных бригад американской армии. Существуют различные версии этих машин, включая БМП, бронетранспортер с пулеметным вооружением, самоходный миномет, разведывательную, командно-штабную, санитарную и другие машины. Одна из модификаций вооружена 105-миллиметровой танковой пушкой.
С одной стороны, Stryker не обладают такой же защищенностью, как танки или тяжелые БМП, и более уязвимы на поле боя. Но с другой - это колесная техника, которая, в отличие от гусеничной, может совершать дальние марш-броски, не прибегая к помощи автомобилей с платформами.
Вместе с обещанными Францией бронемашинами AMX-10 RC они могут стать основой частей быстрого реагирования, которыми можно в короткие сроки усилить группировку в наступлении, либо перебросить войска на угрожаемый участок для обороны.
Кроме того, Украина получит много самоходной артиллерии: Дания передаст 19 САУ Caesar, Швеция - 12 Archer, Чехия - 26-30 Dana-M2, Британия - 18 M109А6. Самоходные артиллерийские установки - тяжелая мобильная артиллерия, которая может сопровождать войска в наступлении.
Однако весь этот набор средств требует очень серьезной подготовки. Даже с учетом того, что речь в данном случае не идет о каких-то сверхсложных системах, типа ЗРК, освоение нового оружия должно быть на таком уровне, чтобы экипаж действовал в боевых условиях автоматически - ведь в бою часто все решают даже не секунды, а доли секунд.
Глава Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли считает, что подготовиться к новому наступлению в ближайшие же месяцы Украине будет очень непросто - но Милли уверен, что это вполне можно сделать.
Направление удара
Для наступления в Херсонской области ВСУ необходимо форсировать Днепр. Это сильно осложняет задачу. Само по себе форсирование уже очень непростая операция, но после этого необходимо наладить снабжение наступающих частей по наведенным переправам, которые, скорее всего, противник постарается уничтожить всеми силами, несмотря на потери.
Однако для Украины это кратчайший путь в Крым. Если Днепр в этом случае является преградой, то в остальном местность до перешейка, наоборот, помогает наступать - это степная равнина, на которой не очень много населенных пунктов.
Для российской армии Херсон тоже может быть желанной целью - уход из этого города был серьезной военной и политической неудачей России, и вернуть город было бы заманчиво, не говоря уже о том, что это открыло бы дорогу на Николаев и Одессу.
Запорожская область (как и Херсонская) для России важна, поскольку лично Владимир Путин объявил эти украинские регионы новыми субъектами России. Политически вполне логично начать наступление именно в этом направлении, тем более что, в отличие от Херсона, Днепр форсировать на этом направлении не нужно.
В случае успеха российские войска отодвинули бы линию фронта, что сделало бы более безопасным сухопутный коридор из Крыма, в частности - железную дорогу, которая простреливается украинскими высокоточными ракетами.
О том, что активность российских военных возросла на запорожском направлении, сообщалось еще в середине января, но в последние дни российская армия активизировалась еще больше.
Для Украины удар в этом месте тоже логичен. Это позволило бы выйти к побережью Азовского моря и отрезать группировку российских войск в Херсонской области от снабжения - после взрыва на Крымском мосту снабжение через полуостров стало проблематичным.
Однако опасность украинского наступления в этом районе в Москве осознали уже довольно давно, в глубине обороны имеются резервы, готовые купировать наступление.
Атака ВСУ, о которой довольно много говорилось осенью - в сторону Кременной и далее на Лисичанск и Северодонецк, - будет связана с необходимостью штурмовать эти населенные пункты.Другое возможное направление - в районе Сватово - с этой точки зрения выглядит более привлекательным. На севере Луганщины городов и сел меньше.