На руинах древнегреческого полиса, которые были признаны объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, появились десятки ярких зданий, фонтаны, газоны и даже целая река с мостиками.
Россия застроила заповедник Херсонес Таврический, который находится на территории временно оккупированного Крыма. На участке с десятиметровым культурным слоем, где, по словам археологов, могли быть десятки тысяч ценных исторических артефактов, работали бульдозеры. На руинах древнегреческого полиса, которые были признаны объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, появились десятки ярких зданий, фонтаны, газоны и даже целая река с мостиками.
Что-то личное
Идею построить парк на территории заповедника диктатор Владимир Путин озвучил еще в 2015 году во время поездки в Севастополь с бывшим итальянским премьером Сильвио Берлускони.
Масштабное строительство, которое называли личным проектом Путина, велось рекордными темпами. Строительство комплекса также активно продвигал митрополит Русской православной церкви Тихон Шевкунов, который с 2023 года стал главой Крымской митрополии РПЦ. Шевкунов давно имеет близкие отношения с российским президентом, в российских СМИ его часто называют “духовником Путина”.
Чистая пропаганда
То, что построили россияне в Херсонесе, сложно назвать научным или образовательным центром, говорит кандидат исторических наук и старший научный сотрудник Института археологии Эвелина Кравченко.
“Это пропагандистский центр, ведь его внимание сосредоточено не на античном памятнике, а на российской истории Крыма”, — объясняет исследовательница.
Cамое главное — то, что для строительства парка уничтожили часть исторического памятника.
Как объясняет Кравченко, археологический парк построили на территории так называемой хоры в южном пригороде Херсонеса. Это сельскохозяйственные районы вокруг античного полиса, где древние греки имели сады, частные земельные участки.
Остатки античного города и его укреплений, а также хора имеют уникальную сохранность как для Северного Причерноморья, так и для античных памятников в целом, объясняет Кравченко.
Участки, которые сохранились лучше всего, в частности, городище, определили охраняемой территорией, а все, что вокруг, — буферной зоной, объясняет Кравченко.
Здесь нельзя строить объекты без согласования ЮНЕСКО или возводить здания, которые будут превышать или заслонять памятник.
Именно в этой буферной зоне, то есть в пригороде античного полиса, россияне и построили “новый Херсонес”.
Его строили на остатках древнего храма, загородных комплексов с керамическими мастерскими и на территории городского некрополя с уникальными могильно-мемориальными сооружениями.
Это часть античного города, которая просуществовала дольше всех, и теперь она полностью уничтожена, подчеркивает эксперт Крымского института стратегических исследований Денис Яшныйв интервью BBC.
Чистый вандализм
Во время строительства слои почвы грубо снимали бульдозерами, а жители Севастополя еще долгое время находили на городской свалке монеты и различные древние артефакты.
Строительство археологического парка далеко не единственный вред, который российские власти нанесли заповеднику за время аннексии Крыма.
В отчете для World Heritage Watch за 2024 год исследователи пишут о застройке и техниках реставрации, которые разрушают античный памятник.
Среди грубых нарушений — строительство смотровых площадок, не соответствующих стилю древнегреческого полиса, а также возведение театра на остатках римской цитадели.
«Это — единственная сохранившаяся римская цитадель в Северном Причерноморье, и на нее поставили сцену со зрительскими рядами весом более 60 тонн», — говорит Эвелина Кравченко.
Конструкции сцены, декорации, световое и звуковое оборудование вредят старому камню и заслоняют другие части памятника.
При этом современные мировые требования к реставрации предусматривают сохранение памятника и минимизацию любых его изменений.
По словам Эвелины Кравченко, фактически произошло уничтожение структуры охраны и управления памятником культурного наследия.