Лидер Соцпартии Александр Мороз, который впервые обнародовал записи Мельниченко, ставшие началом самого большего кризиса со времен независимости Украины, рассказал о своем видении того, что случилось с Георгием Гонгадзе, зачем все это делалось, а также подробности о скрывающемся майоре Мельниченко.
Так, Мороз говорит, что разговоры в кабинете президента о Гонгадзе велись потому, что он был информированным журналистом, который публиковал «не просто острые материалы, а аналитику». По словам Мороза, общая схема исчезновения Гонгадзе «вносилась в сознание Президента его окружением и через некоторое время стала как бы его собственной».
Вот цитата слов Мороза из интервью «Вечерним вестям»: «Я думаю, что Георгия держали в Московском районе (об этом был звонок в посольство Грузии). Есть основания думать, что его избивали или подвергали пыткам. Георгий был сильным, спортивным парнем и, наверняка, оказывал сопротивление. Что именно там произошло, - станет известно потом, когда найдут этих людей. Наверняка, где-то в Московском районе его и захоронили. В связи с исчезновением журналиста в обществе поднялся шум. Сценаристы стали думать, как можно использовать новые обстоятельства. В это время готовилась имплементация результатов референдума. Она, конечно, не могла пройти. Предполагался разгон парламента, а значит, весной следующего года должны были состояться выборы. Кое-кого из неугодных, в том числе и меня, надо было отстранить от политической жизни. И тогда заинтересованные лица решили обновить ими же разработанную версию о терроризме и криминальных связях Мороза».
Лидер Соцпартии рассказывает о схеме, разработанной для его компрометации: «Чтобы нельзя было найти и идентифицировать труп сразу, ему отрубили голову. Чтобы со временем, когда будет нужно, его можно было опознать, подбросили украшения. Перевезли в Таращу, закопали неглубоко, чтобы получилось “случайно” найти. Первая экспертиза показала, что на теле есть следы земли, которая не соответствует составу лесной, где его нашли. Это подтверждает, что речь идет об отработке новой версии и тело перезахоранивали. Его должны были найти в период избирательной кампании в парламент. Тогда быстро провели бы экспертизу, в том числе на ДНК. А тут еще украшения - все совпадает! Как раз в период избирательной кампании быстро связали бы дело со мной, тем более, что тело нашли в Таращанском районе - моем избирательном округе. Тогда на моей политической карьере можно было бы поставить крест. Более того, навесили бы еще и какое-то уголовное дело. Но получилось иначе, тело обнаружили намного раньше назначенного срока. Сценаристы не знали, что делать. На третий день в морг приехал из Киева генерал и уехал, ничего не предприняв. Две недели в тепле (в морге нет холодильника) лежал труп, которому уже два месяца".
Мороз продолжает: "Позже говорили, что тело три дня перемещали по Таращанскому району доверенные лица Мороза. Я хотел бы, чтобы эти идиоты взяли такое тело и поперемещали бы три дня! Я уверен: тело перезахоронили в Тараще по политическим мотивам, и сделать это можно было только усилиями и возможностями милиции или СБУ. Судите сами: на ночь трасса Киев - Одесса по дороге на Таращу перекрывается в двух местах постами ГАИ. Провести в машине труп, минуя посты, можно только в случае, если использовать транспорт милицейский или СБУ», заявил Мороз в интервью «ВВ».
Мороз говорит, что предупреждал Гонгадзе об опасности, но тот не верил. Он посоветовал журналисту обратиться с заявлением в Генпрокуратуру, надеясь, что после этого преследование прекратится, так как обнародование таких вещей не принято в работе служб. Но после этого, как говорит Мороз, за Георгием поставили следить другую, более опытную бригаду.
«Есть и еще одна зацепка, которую никто не пытается раскрутить. Когда организовали интернет-газету “Украинская правда”, Гонгадзе ходил к некоему Петровичу, который финансировал издание. Этот человек жил в Киеве, в секретной квартире без номера, за бронированной дверью, с охраной. Но после того как в “Украинской правде” была перепечатана статья из газеты “Грани” с острой критикой в адрес Марчука, люди Петровича забрали компьютеры и выселили редакцию из офиса...», говорит Мороз.
Мороз утверждает, что сейчас Генпрокуратура делает все, чтобы обеспечить проволочки. Он утверждает, что сейчас Генпрокуратуре «надо наполнить содержанием версию о моей причастности к этому преступлению. На это теперь направлены все их усилия».
Он рассказал, каким образом, по его мнению, сейчас власть пытается «выкрутится» из скандала: «В последнее время населению интенсивно внушается, что противники Кучмы из-за границы или внутри государства довели главу государства до того, что тот в разговоре с подчиненными высказался критически в адрес Гонгадзе, а потом, получив записи, уничтожили журналиста и обвинили в этом самого Президента. Чтобы найти подтверждение этой бредовой версии, надо разыскать рецидивистов, которые признаются в убийстве Гонгадзе, и скажут, что платил им Мороз. Без этого прокуратура не может признать, что “таращанское” тело принадлежит Гонгадзе. Отсюда - сообщения о визе, якобы выданной Георгию, о том, что его видели во Львове, и обращение ко мне Лапикуры, заявившего в телепередаче: “Олександре Олександровичу, у вашому ж район. знайшли тiло!?”, сказал Мороз в интервью газете.
Мороз утверждает, что, хотя против него не возбуждено дела, начались обыски в квартирах его х однопартийцев в Киеве, преследуются члены СоцПУ в регионах. Также спецслцжбы начали интересоваться его семьей.
Мороз утверждает, что сейчас созданы структуры по защите Президента. «Палаточные городки, гражданские комитеты в защиту Кучмы - этими операциями занимается Евгений Марчук: ему поручили. Я с ним давно не общался, и дать оценку его позиции, в том числе и в отношении дела Вячеслава Чорновила, мне сложно. Но сейчас для меня понятны мотивы его поведения во времена “каневской четверки”, заявил Мороз.
Говоря о записях Мельниченко, Мороз подтвердил, что их – около 300 часов. «Это - разговоры разных лиц с Президентом, одних только депутатов человек тридцать. Мельниченко говорит, что примерно 30% разговоров Кучмы с разными лицами касались темы Лазаренко, особенно в прошлом году. На втором месте по количеству упоминаний - Юлия Тимошенко и все, что касается ее деятельности на посту вице-премьера, в частности, отзывы о ней людей из окружения Президента. Третья тема - недовольство назначением Ющенко и действиями правительства. На четвертом по количеству упоминаний месте – парламент», сказал Мороз.
Говооря о разговорах о Ющенко, Мороз говорит, что из записей следует, что Ющенко взяли на должность премьера, чтобы сразу же освободить, и с самого начала Кучма был категорически против Тимошенко. Но «освободить их от должностей раньше, тем более вместе, не рискнули, чтобы не сделать из них героев. Потому решили уволить по одному. И не просто уволить, а политически уничтожить», говорит Мороз.
Кроме этого, по словам Мороза, Мельниченко утверждает, что располагает записью разговора президента с главой Центральной избирательной комиссии Рябцом во время подготовки к референдуму. Из него явствует, что технология фальсификации отработана и будет иметь положительные результаты в любом случае».
Комментируя слухи о том, что за рубежом работает группа следователей из СБУ, перед которыми поставлена задача разыскать Мельниченко, Мороз сказал, что это подтверждают данные из-за границы - от людей, работающих в органах по борьбе с международной преступностью. Но, по его словам, уничтожить Мельниченко - слишком опасно, так как он в нескольких местах, в том числе за границей, разместил все материалы с условием обнародовать их, если с ним что-то случится.
Мороз надеется, что президенту не удастся подавить волну протеста, поскольку сейчас в обществе «происходят очень важные процессы: при давлении со стороны власти, нападениях милиции на пикетирующих общественное сознание пробуждается, развивается и обязательно приобретет формы политического действия». Но даже в крайнем случае, из Украины он выезжать не собирается. «И все равно буду бороться за установление истины. Я уверен, что она будет установлена», заявил Мороз.