Эксперты из ФРГ и Польши считают, что проблема Тимошенко была не единственной и не главной причиной.
Из всех стран Европейского Союза Германия и Польша активнее всего ратовали за сближение Украины с ЕС. Тем больше разочарование в Берлине и Варшаве после решения Киева заморозить практически уже завершенный переговорный процесс об ассоциации и зоне свободной торговли. Соответствующее соглашение планировалось подписать на саммите "Восточного партнерства", который пройдет в Вильнюсе 28-29 ноября.
Почему все-таки оборвался волосок, на котором в последние дни висела ассоциация? И какой курс следует проводить Европейскому Союзу в отношении Украины впредь? В пятницу, 22 ноября, об этом шла речь на встрече экспертов и политических деятелей из ФРГ и Польши в Германском обществе внешней политики (DGAP).
Три составные части провала соглашения об ассоциации Украины с ЕС
Емкий и компактный анализ причин срыва переговорного процесса предложил бывший министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд, для которого принятое в четверг в Киеве решение не стало сюрпризом.
Если бы украинский президент искренне хотел поставить в Вильнюсе свою подпись под соглашением об ассоциации, заметил Ротфельд, то переговоры с ЕС он вел бы иначе, и атмосфера на них была бы другой.
Адам Ротфельд назвал три изъяна, по которым, с его точки зрения, не состоялась ассоциация Украины и ЕС. Во-первых, это слабость украинской экономики. ЕС не смог предложить Украине тех благ, которые ей посулила Россия. Во-вторых, это слабость самого Евросоюза, для которого, отметил Ротфельд, "Украина не стала ключевой темой". У ЕС, считает он, вообще нет согласованной стратегии в отношении Украины, как, впрочем, и в отношении России.
А третьим изъяном бывший министр иностранных дел Польши назвал слабость России, состоящую, по его словам, в том, что и у нее нет долгосрочной, ориентированной в будущее внешнеполитической концепции. Курс Москвы, заявил он, это, скорее, реакция на развал СССР, попытка восстановить былой статус великой мировой державы.
Россия стремится стать - наряду с ЕС и США - третьим центром влияния в евроатлантической зоне и для этого ей во что бы то ни стало нужна Украина наряду с другими государствами, ориентирующимися на Москву. Такую концепцию трех центров влияния Адам Ротфельд назвал "анахронизмом", подходом, который бытовал в Европе во времена Меттерниха и "концерта европейских держав".
Стереотипы ХIХ века и фактор Тимошенко
Анджей Олеховский, возглавлявший МИД Польши в середине 1990-х годов, также считает, что Москва находится в плену геополитических стереотипов 19-го века с их фиксацией на территорию и поддержание баланса сил.
В интервью DW он напомнил, что Россия оказывала огромное давление сначала на Армению, а затем и на Украину и, в конце концов, добилась своего. "Это неправильный путь, - заявил Олеховский, - чтобы строить современную, интегрированную, ориентированную в будущее Европу. Это не отвечающие современным условиям методы давно минувших времен".
А не было ли просчетом Европейского Союза выдвигать в качестве непреложного условия подписания соглашения об ассоциации решение проблемы Юлии Тимошенко? В самом деле, считает Адам Ротфельд, европейская дипломатия стала заложницей дела Тимошенко. С его точки зрения, ЕС допустил ошибку, сделав фактически ключевым вопрос о ее освобождении.
А вот Анджей Олеховский считает, что причиной принятого в Киеве решения заморозить ассоциацию с ЕС стала вовсе не проблема Тимошенко. Он напомнил об аргументах украинского правительства, его озабоченности национальной безопасностью, что связано в первую очередь с экономическими проблемами страны, которая, по мнению Киева, может не выдержать российских санкций и российского давления.
Польский пример
В свое время Анджей Олеховский вел переговоры об ассоциации Польши с ЕС, соглашение о которой было подписано еще в конце 1991 года.
"Экономическая ситуация в Польше в то время была намного хуже, чем сейчас на Украине, - рассказал он в интервью DW. - Ассоциация предполагала полный разрыв связей, существовавших в рамках СЭВ. Но мы были ориентированы на реформы, хотели перемен в стране. Если же вы не желаете перемен в государстве, поскольку хотите сохранить свою власть, то такой шаг - огромный риск. Вот таковы мотивы Януковича".
Схожей точки зрения придерживается эксперт Социал-демократической партии Германии (СДПГ), бывший координатор германо-американских отношений в ведомстве федерального канцлера Карстен Фогт (Karsten Voigt). "Решение президента Януковича было принято с учетом нажима со стороны России и продиктовано другими очень узкими интересами, а вовсе не из-за Тимошенко", - заявил он в интервью DW.
По мнению Фогта, президент Украины сделал выбор в пользу России, чтобы не связываться с хлопотами ассоциации с ЕС, которая вынуждает проводить реформы. Тем не менее он считает необходимым и далее оставить открытыми для Украины двери Евросоюза, поскольку большинство украинского населения выступает за тесные отношения с ЕС, который даже в условиях финансового кризиса остается привлекательным.
"Конечно, вследствие кризиса авторитет Евросоюза пошатнулся, - заявил Фогт. - Но я уверен, что большинство украинцев были бы рады жить в таких "кризисных" условиях, как в странах ЕС". К тому же, добавил он, есть пример успешного в последние годы экономического развития Польши, которая служит украинцам "образцом идеального будущего".
Источник: Русская служба DW