Украинский клин - Gazeta Wyborcza
Украина напоминает клин, вбитый в зону, находящуюся под контролем Москвы: территорию России, Беларуси, Приднестровья и Крыма. Это три тысячи километров границы. К этому добавляется морская граница, оказавшаяся практически открытой после аннексии Крыма, пишет польское издание.
Для сравнения: длина границы с государствами, входящими в НАТО (Польша, Румыния, Венгрия, Словакия), составляет 1,2 тысяч километров. В отличие от границ с членами ЕС в пограничной зоне России и ее сателлитов нет естественных преград: это степи, леса и поля, отмечает издание.
Ближневосточный сценарий для Украины - Krytyka Polityczna
Вне зависимости от того, как долго просуществуют новые образования в Украине и на Ближнем Востоке, 2014 год имеет шансы войти в историю наравне с 1991, когда после распада СССР на востоке Европы и в Средней Азии сложилась современная конфигурация национальных государств. За последние 25 лет в этих регионах мира еще не бывало столь масштабных попыток изменить политическую карту. И если сопоставить эти попытки, то помимо очевидных отличий, в них можно обнаружить удивительно много сходных черт, пишет польское издание.
Исламский халифат и сепаратистские республики так называемой Новороссии возникли в первую очередь из-за фрустрации, вызванной расположением государственных границ, разделяющих культурно близкие регионы Ближнего Востока и Европы. Если граница между Сирией и Ираком, о ликвидации которой объявили исламисты, возникла в результате колониального Соглашения Сайкса - Пико, то границу между Украиной и Россией можно назвать, скорее, анти- или постколониальной. Однако борьба за ее ликвидацию обнажает те же самые механизмы, которые (в совершенно ином контексте) подпитывают наступление Исламского халифата. В первую очередь - это фундаменталистские мечты о мировом господстве, отмечает издание.
Китай заберет себе Сибирь? - Big Think
Москва недавно восстановила триумфальную императорскую арку в Благовещенске, находящемся на дальневосточной границе России, заявив при этом: «Земля по течению Амура была и всегда будет российской». Но право собственности на все эти земли Россия получила всего 150 лет назад. А многочисленные высотки в бурно развивающемся китайском городе Хэйхэ, расположенном на южном берегу Амура как раз напротив Благовещенска, подвергают сомнению часть старого царского лозунга со словами «всегда будет», пишет американское издание.
Сибирь, являющаяся азиатской частью России к востоку от Уральских гор, просто необъятна. Она занимает примерно три четверти российской суши, а по территории равна США и Индии вместе взятым. Но подобно любви, граница реальна лишь в том случае, если в нее верят обе стороны. А по разные стороны российско-китайской границы эта вера колеблется, отмечает издание.
Китайский вектор Путина - Geopolitika
Китайская тема все активнее обсуждается в российском информационно-политическом пространстве. В Москве звучат мнения о том, что объединение усилий с Пекином поможет России вытеснить США с доминирующих позиций в мире. Однако скептики утверждают, что бóльшую опасность для РФ представляет не Запад, а как раз Китай. Пока приоритетный взгляд России на восточного соседа лишь усиливается. Это обусловлено и углублением российско-западной конфронтации из-за Украины. Хотя оказываемое на Москву давление трудно назвать тотальным, США и Западная Европа считают, что Кремль должен получить ответ на свои действия. Прежде всего – в виде экономических санкций, пишет литовское издание.
В этом случае России не остается ничего другого, кроме как изменить свой европейский экономический вектор, и здесь срабатывает прежде всего китайский фактор. Важным событием в данном контексте стало подписанное в Шанхае соглашение о поставках в Китай российского газа. Москва обставила его как геополитическую и экономическую победу, но его реальная экономическая выгода не ясна. Эксперты отмечают, что суммарные инвестиции в инфраструктуру и другие вещи могут привести к убыткам «Газпрома» в размере 14 миллиардов долларов, отмечает издание.
А если бы Путин купил Крым? – Quartz
Что, если бы президент США Барак Обама во время своей знаменитой долгой беседы с президентом РФ Владимиром Путиным до эскалации событий сказал:
«Мы с уважением относимся к законным интересам безопасности России в Крыму, а также к ее этническим и культурным связям с большинством крымского народа, чьи интересы не совпадают с интересами западных украинцев. В то же время, у Украины тоже есть законная заинтересованность в защите своего суверенитета, и мы, США, хотим обеспечить соблюдение норм международного права, чтобы более сильные страны не перекраивали в одностороннем порядке границы. Поэтому мы предлагаем России «купить» Крым за 100 миллиардов долларов с рассрочкой выплаты на 10 лет. Мы убедим руководство Украины согласиться на данное предложение и добровольно уступить Крым России», пишет американское издание.
Принял бы Владимир Путин это финансовое предложение? Конечно.
Во-первых, 10 миллиардов долларов в год для него и для России - это копейки. Во-вторых, он бы избежал превращения России и самого себя в отверженных на мировой арене — ведь это может иметь весьма неопределенные политические и экономические последствия. В-третьих, он сумел бы быстро предотвратить падение рубля и российского рынка ценных бумаг. В-четвертых, он сумел бы сдержать масштабный отток капитала из страны, который к тому времени уже происходил, составив более 50 миллиардов долларов, не говоря уже о долгосрочном негативном воздействии на неустойчивую российскую экономику. В-пятых, он бы знал, что вернет большую часть этих денег за счет экспорта природного газа в Украину, отмечает издание.