Корреспондент.net,
18 октября 2004, 17:55
Самый отвратительный режим в Европе обратился к избирателям, чтобы они предоставили жесткому президенту право руководить страной пожизненно. Об этом пишет Джулиус Стросс, журналист влиятельной британской газеты Daily Telegraph, в статье "Маленький Сталин сжимает в тиски Беларусь".
В офисе "Объединенной гражданской партии" в столице Беларуси Минске на стене висят черно-белые фотографии пятерых мужчин. Противники правящего режима, все они исчезли или погибли при загадочных обстоятельствах. Под этими фотографиями сидит Анатолий Лебедько, лидер партии. Его трижды арестовывали, мужчины в масках избили его около дома, а сейчас ему предъявлены два обвинения в клевете на президента.
За последние годы тысячи представителей оппозиции подвергались нападениям и обыскам, некоторые независимые журналисты за критику в адрес президента были оштрафованы на крупные суммы или заключены в тюрьму. Добро пожаловать в белорусскую политику.
Человек, установивший эту современную диктатуру, - Александр Лукашенко, лысеющий мужчина с усиками, бывший председатель колхоза, сделавший грубое подстрекательство и ксенофобскую риторику своим политическим ярлыком.
За десять лет его правления Беларусь превратилась в парию на международной арене. Мало того, что собственный народ там подвергается угнетению, Беларусь стала также центром теневых финансовых операций и сделок по продаже оружия.
В недавнем отчете ЦРУ о компаниях и частных лицах, которые получали взятки от Ирака в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", Беларусь фигурировала в первых рядах.
В прошедшие выходные Лукашенко проводил референдум, призванный упразднить ограничение о пребывании на посту президента не более двух сроков и фактически предоставить Лукашенко право быть президентом пожизненно. Лукашенко выиграл. Глава ЦИК Лидия Ермошина объявила на пресс-конференции, что 77,3% зарегистрированных избирателей проголосовали за предложение Лукашенко, отменяющее положение конституции по этому вопросу.
Оппозиционные партии объявили результаты референдума недействительными, сообщив, что им было запрещено вести наблюдение на избирательных участках.
Четырнадцать лет назад после падения коммунизма казалось, что у Беларуси хорошие перспективы. Расположенная на перекрестке исторических торговых путей, эта страна имеет космополитические традиции. С тех пор соседи Беларуси сделали ряд значительных, хотя и не всегда твердых шагов по направлению к плюрализму.
Но в Беларуси время как будто бы стоит на месте. Страна с 10-миллионным населением напоминает Советский Союз начала 1980-х, до того, как Михаил Горбачев начал перестройку и гласность.
Лукашенко отвергает приватизацию, и большинство белорусов, по некоторым подсчетам до 80%, все еще работают на государственных предприятиях.
Те, кто основал частный бизнес, страдают от карательных налогов. В результате страна экономически выживает только благодаря России, предоставляющей ей экономическую и политическую поддержку. Признаки стагнации видны во всем, несмотря на тщательно сглаженные края и чистые улицы столицы.
Дорога к международному аэропорту безлюдна, на полупустых улицах практически отсутствуют рекламные щиты. В Москве рестораны с любой кухней мира и бутики известнейших фирм уже не в состоянии тесниться в центре города, а в Минске одинокий McDonalds на главной улице выглядит как единственная уступка внешним реалиям.
Тем временем сила государственной власти возрастает. КГБ, все еще носящий старое советское название, вызывает у всех страх. В школах и университетах проводятся занятия по государственной идеологии.
"Лукашенко застрял в Советском Союзе, - говорит Алесь Бяляцкий из правозащитного центра "Вясна" - Он хочет возродить ту эпоху на основе агрессивной внешней политики и сильной государственной идеологии".
Хельсинкская группа - одна из немногих сохранившихся здесь независимых организаций. Они работают в маленьком офисе без вывески. Чтобы поговорить, мы забиваемся на кухню - во избежание прослушивания.
"Лукашенко не нужно бросать за решетку всех своих оппонентов, - говорит Бяляцкий. - Достаточно точно выбрать нескольких людей, самых активных. Тогда все остальные испугаются и будут вести себя тихо".
Когда Лукашенко был избран в первый раз в 1994 году, многие белорусы радовались. Предыдущее правительство было коррумпированным, и сильный человек у власти сулил порядок и возвращение к определенности прошлых лет.
Он повысил пенсии, навел чистоту на улицах, говорил о гордости и возвращении к советскому величию.
В 1995 году, когда аэростат, участвовавший в международных соревнованиях, оказался в белорусском воздушном пространстве, он приказал его сбить. Двое американских пилотов, находившихся на борту, погибли. Он также занялся возрождением символов советской эры: площадь Независимости вновь стала площадью Ленина, вернулся старый советский флаг.
Со временем недовольство росло. В конце 1990-х годов оппозиция организовала несколько масштабных демонстраций протеста, но все они были разогнаны вооруженными дубинками полицейскими.
Несмотря на все это, президент все так же популярен среди населения старших возрастов и с низким уровнем образования, чему способствует не в последнюю очередь его жесткий контроль над СМИ.
Но среди молодого поколения мало кто поддерживает Лукашенко. Десятки тысяч уже сбежали на Запад из-за отсутствия перспектив на работу и растущей атмосферы стагнации.
Лидер "Объединенной гражданской партии" Лебедько говорит: "Лукашенко - это не Сталин, но он точно идеологический потомок Сталина. В своих попытках создать миниатюрную копию Советского Союза он создал режим, построенный на страхе".
Перевод: Хартия"97