Корреспондент.net,
12 февраля 2010, 11:46
Американская прокуратура предъявила программисту Сергею Алейникову, эмигрировавшему из СССР 20 лет назад, обвинение в хищении коммерческих секретов у бывшего работодателя, банка Goldman Sachs.
Об этом в пятницу, 12 февраля, сообщают местные СМИ.
Согласно обвинительному заключению, 40-летний выпускник Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Алейников, являвшийся сотрудником банка с мая 2007 по июнь 2009 года, в свой последний рабочий день тайно скачал "сотни тысяч строк исходного кода высокочастотной трейдинговой системы Goldman".
Термин "высокочастотный трейдинг" означает вид биржевой торговли, при котором происходят тысячи сделок с ценными бумагами в секунду. По некоторым данным, больше половины торгов на биржах США происходит с помощью этой технологии.
В Goldman Sachs были в курсе того, чем я занимаюсь" - Алейников
При покупке системы в 1999 году Goldman Sachs заплатил за нее 500 млн долларов, после чего она была неоднократно усовершенствована. Обвинение утверждает, что программист загрузил исходный код на ноутбук и взял его на встречу с новым работодателем Teza Technologies в Чикаго.
Агенты ФБР арестовали Сергея Алейникова 3 июля 2009 года, когда он возвращался с этой встречи, в аэропорту штата Нью-Джерси. Позже программиста отпустили под залог.
В обвинительном заключении три пункта: Алейникова обвиняют в хищении коммерческих секретов, транспортировке украденной собственности и неавторизованном доступе к компьютеру.
Сегодня, в эпоху информации, кража ценной интеллектуальной собственности представляет собой серьезное нарушение экономической безопасности" - Бхарара
"Сегодня, в эпоху информации, кража ценной интеллектуальной собственности представляет собой серьезное нарушение экономической безопасности", - заявил федеральный прокурор Манхеттена Прит Бхарара.
Ожидается, что программист позднее предъявит в суд свои объяснения касательно предъявленных ему обвинений.
Его адвокат Сабрина Шрофф сообщила, что она и ее подзащитный "крайне разочарованы" решением прокуратуры предъявить обвинения, однако она уверена, что Алейников будет оправдан на судебном процессе.
Если программиста признают виновным, ему грозит до 25 лет тюремного заключения. Суд по его делу начнется 17 февраля.
После ареста Алейников отказался просить адвоката и в течение четырех часов беседовал со следователями ФБР. По их словам, он признался, что скачивал информацию со служебных компьютеров, но отрицал злой умысел. Программист утверждал, что речь шла лишь об открытой информации, но не исключал, что мог случайно скачать и конфиденциальную.
Летом 2009 года прокурор Джозеф Фаччипонти сообщил судье, что где-то в середине июня служба безопасности Goldman Sachs начала изучать журналы HTTPS-трафика своих сотрудников на предмет выявления случаев "необычной передачи информации". Алейников работал в банке программистом с зарплатой 400 тысяч долларов в год и почетным званием вице-президента, которых в таких больших компаниях могут быть десятки, если не сотни.
Я делал то же самое в рамках своих служебных обязанностей, и Goldman Sachs не имел ко мне претензий" - Алейников
Уже 5 июня он ушел из Goldman Sachs, объяснив, что его переманила новая чикагская фирма Teza Technologies, которая, по его словам, обещала платить ему в три раза больше.
В начале июля из Goldman Sachs позвонили в ФБР и сообщили, что в первых числах июня Алейников четыре раза скачивал данные с серверов банка на некий посторонний сайт, зарегистрированный на физическое лицо с лондонским адресом и находящийся в Германии. Алейников якобы кодировал и переименовывал копируемые им файлы, а затем стер использовавшуюся для этого программу.
По словам следователя ФБР Майкла Максуэйна, Алейников якобы также сделал попытку изъять следы содеянного из журнала операций, но в этом не преуспел, потому что компьютеры Goldman Sachs сохраняют его копии.
Как заявил судье прокурор, попытки Алейникова замести следы противоречат его версии о том, что он скачал конфиденциальные данные по ошибке.
Шрофф заметила, что ее подзащитный вряд ли мог похитить всю конфиденциальную программу: ее объем достигает 1224 мегабайт, тогда как он скачал лишь 32 мегабайта. Прокурор парировал, что Алейников сжимал файлы.
Защита подчеркивает, что Алейникову было разрешено работать над программами банка у себя дома, откуда он мог связываться со служебными компьютерами.
"В Goldman Sachs были в курсе того, чем я занимаюсь, - заявил Алейников в ФБР. - Я делал то же самое в рамках своих служебных обязанностей, и Goldman Sachs не имел ко мне претензий... Я не продал никому эту информацию. Я никому не предлагал продать эту информацию".
По словам представителей Teza, они предупредили Алейникова, что не собираются пользоваться чужими программами, а после ареста временно отстранили его от работы без сохранения содержания.