Корреспондент.net,
17 февраля 2005, 15:00
Накануне визита в Грузию министра иностранных дел России Сергея Лаврова внешнеполитические ведомства двух стран разошлись во мнениях относительно посещения тбилисского мемориала павшим в борьбе за территориальную целостность страны.
Глава МИД Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что Лавров отказался посетить мемориал памяти жертв войн начала 1990-х годов, во время которых грузинские войска боролись с силами сепаратистов Абхазии и Южной Осетии.
Зурабишвили назвала его решение "недружественным шагом" и заявила, что теперь статус визита понижен с официального до рабочего.
Ранее Грузия неоднократно обвиняла Кремль в том, что сепаратисты были вооружены при его содействии. Сейчас на территории Абхазии и Южной Осетии дислоцированы российские миротворцы, и Москва играет роль посредника в урегулировании их конфликта с официальным Тбилиси.
"По-моему, в истории дипломатии не было прецедента, когда прибывающая сторона отказывалась выполнять требования и правила, предусмотренные официальным протоколом, - заявила Зурабишвили. - Мы заявили, что раз это так, то мы, конечно, этого не забудем, но для продолжения диалога с Россией мы примем министра Лаврова в рамках рабочего визита".
Лавров объясняется
Однако Сергей Лавров заявил, что предложение о посещении мемориала поступило менее, чем за день до начала визита. Российский министр также выразил надежду, что ситуация вокруг посещения мемориала "не создаст искусственных проблем для плодотворных переговоров в Тбилиси по ключевым вопросам российско-грузинских отношений".
"Обычно программы визитов согласовываются между внешнеполитическими ведомствами двух стран в рабочем порядке, и до того, как окончательная программа принята двумя сторонами, детали согласования остаются предметом закрытых рабочих консультаций", - сказал Лавров, находясь в Ереване.
"Российская Федерация как страна, содействующая сторонам в урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, должна учитывать свой статус", - добавил российский министр. По его мнению, посещение мемориала не способствовало бы решению противоречий в регионе, учитывая "серьезную эмоциональную заряженность этого вопроса".
Нынешний визит Лаврова в Тбилиси должен стать первым подобным контактом такого уровня с тех пор, как в Грузии к власти пришло правительство во главе с президентом Михаилом Саакашвили.
В результате войны в Абхазии в 1992-93 годах погибли десятки тысяч человек, около 300 тысяч стали беженцами. Вооруженный конфликт в Южной Осетии разразился в 1991-92 годах, в его ходе погибли около трех тысяч человек, а беженцами стали десятки тысяч.
Власти Абхазии и Южной Осетия объявили о независимости, однако Грузия по-прежнему считает эти территории своими.
О "холодной войне" речь не идет?
Кроме того, в преддверие своего визита в Грузию Сергей Лавров дал интервью газете "Свободная Грузия", в котором заявил, что о "холодной войне" в отношениях Тбилиси и Москвы, а тем более о вооруженном конфликте, не может быть и речи.
По его словам, "Россия последовательно выступает за нормализацию и оздоровление климата двусторонних отношений с Грузией". Министр отметил, что за последние годы в отношениях двух стран накопилось немало проблем. Он подчеркнул, что с помощью взаимных обвинений их не решить, и речь должна идти о поиске договоренностей, учитывающих интересы обеих сторон.
Россия заинтересована в "стабильной, дружественной, независимой и процветающей Грузии", сказал Лавров. В качестве доказательства глава МИДа привел массированное участие российского бизнеса в экономических проектах в Грузии. Он пояснил, что таким образом Грузии оказывается реальная помощь в создании новых рабочих мест, восстановлении инфраструктуры и оживлении экономики в целом.
"Часто бывает, что в межгосударственных отношениях экономическая активизация является первым признаком прогресса и на политическом уровне, поскольку бизнес более гибко и чутко реагирует на реалии сегодняшнего дня. Давайте надеяться, что это как раз тот случай", - заметил Лавров.
Между тем, на прошлой неделе заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе заявил, что переговоры о подготовке проекта рамочного договора между Грузией и Россией "зашли в тупик". Главной проблемой, по его словам, остается требование Москвы к Тбилиси не размещать на грузинской территории иностранных военных баз.
По материалам Лента.Ru, BBCrussian.com