Русская служба Би-би-си,
19 марта 2012, 23:13
К берегам Сирии прибыл танкер Черноморского флота Иман. Источники в штабе ЧФ сообщают, что на его борту находится группа спецназа. Минобороны подчеркивает, что у России нет боевых кораблей в акватории Средиземного моря.
"Никаких российских боевых кораблей, выполняющих задачи у берегов Сирии, нет. В сирийском порту Тартус 10 дней находится судно вспомогательного флота танкер Иман, который выполняет задачи тылового обеспечения - пополнения запасов топлива и продовольствия - кораблей Черноморского и Северного флотов, которые обеспечивают безопасность судоходства в Аденском заливе против пиратов", - сообщил РИА Новости представитель пресс-службы и управления информации минобороны России.
По словам официального представителя, экипаж танкера целиком состоит из гражданского персонала, который сопровождает охрана.
Ранее источник в штабе Черноморского флота заявил Интерфаксу, что танкер Иман прибыл на российскую военно-морскую базу в сирийском порту Тартус с группой антитеррора на борту.
Телеканал Аль-Арабия вслед за этим со ссылкой на источники в рядах сирийской оппозиции заявил, что в Тартус прибыли российские военные спецчасти.
"В группу антитеррора на борту СМТ [средний морской танкер] входят военнослужащие из десантно-штурмового батальона бригады морской пехоты", - передает Интерфакс со ссылкой на свой источник в штабе ЧФ, который также сообщил, что помимо танкера "в Средиземном море действует экипаж корабля специального назначения Экватор".
По словам экспертов, речь идет о судне, которое формально называется гидрографическим, то есть предназначается для изучения рельефа дна и проведения замеров, однако все такие суда несут разведывательное оборудование.
По словам Интерфакса, раньше у берегов Сирии стоял российский танкер Иван Бубнов, который был направлен туда "с целью обозначения присутствия России в этом напряженном регионе и возможных действий по эвакуации оттуда российских граждан".
Эксперты напоминают, что во время конфликтов в советское время в Средиземном море также непрерывно дежурили корабли.
"В советское время это была типовые операции, когда большие десантные корабли с танками и морской пехотой на борту в составе советской эскадры непрерывно дежурили в Средиземном море", - рассказал в интервью Русской службе Би-би-си военный эксперт Виктор Мураховский.
"В период обострения конфликтов в Эфиопии, Эритреи мы работали и в Красном море, и Индийском океане, - вспоминает Мураховский. - В советское время непосредственных задач по участию в вооруженном конфликте не ставилось. Решались задачи по эвакуации советских граждан из порта Бербера в Сомали, например".
По его словам, два российских судна могут преследовать сейчас те же цели: "Силы слишком незначительны, чтобы оказать серьезное влияние на события в Сирии. Это обозначение присутствия".
По мнению другого аналитика, Ильи Крамника, суда могут как обеспечить эвакуацию граждан, так и "защиту российской базы в случае каких-то инцидентов и возможное прикрытие поставок оружия на случай, если его попытаются перехватить".
В январе 2012 года судно Чариот под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины, принадлежащее санкт-петербургской компании Westberg Ltd, было досмотрено в Лимасоле на пути из Санкт-Петербурга в сирийскую Латакию, после чего оно пришло в сирийский порт Тартус.
США обратились к властям России с просьбой объяснить, какой груз находился на борту судна, однако глава российского МИД России Сергей Лавров заявил, что по этому поводу.
Позже представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд подтвердила, что Вашингтон никаких разъяснений по этому поводу не получил.
23 января Москва, согласно некоторым источникам, решила передать Дамаску 36 самолетов Як-130 на сумму в 550 млн долларов.
Россия противится попыткам международного сообщества оказывать давление на Сирию. Москва блокировала резолюции Совета Безопасности ООН, предусматривавшие жесткие санкции против режима Башара Асада.
Западные страны утверждают, что готовность Москвы защищать Дамаск отчасти обусловлена ее заинтересованностью в поставках оружия сирийским властям.
Президент Сирии Башар Асад всеми силами пытается подавить начавшееся год назад восстание, которое первоначально было мирным и направленным на демократизацию страны, однако после жесткого ответа властей все больше принимает форму яростной вооруженной борьбы.
Сам президент Асад настаивает, что правительственные войска воюют против "вооруженных бандитов, пытающихся дестабилизировать Сирию".
По приблизительным данным ООН, в стране за прошедший год погибло более 8 тысяч человек.
В понедельник после встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова с президентом Международного комитета Красного креста Якобом Келленбергером Москва присоединилась к требованиям ежедневного кратковременного прекращения огня.
Красный Крест добивается того, чтобы получить возможность оказать помощь пострадавшим, доставить лекарства и эвакуировать тяжело раненных.
"Стороны призвали сирийское правительство и все противостоящие ему вооруженные группировки незамедлительно согласиться на ежедневную гуманитарную паузу", - говорится в заявлении МИД России.