В Польше, самой религиозной стране Европы, - кризис веры: католическая церковь, чьи позиции столетиями казались незыблемыми, теряет популярность, - пишет Кристина Бердинских в №10 журнала Корреспондент от 16 марта 2012 года.
26-летняя Юлия Йонек, рыжеволосая девушка с короткой
стрижкой, руководитель проектов в варшавском Институте репортажа, сидя в уютном
кафе в центре Варшавы, вспоминает поездку на последнее Рождество к родителям. Они
живут в 100 км от столицы, в небольшом городке и, что само собой разумеется,
каждое воскресенье ходят на службу в костел. На рождественском богослужении
Йонек составила компанию родителям, но этот семейный поход к Богу не доставил
ей радости. И проблема не во Всевышнем, а в его слугах - священниках.
Йонек поразило, что проповедь превратилась в поток упреков.
“Священник говорил: вы сидите перед телевизорами, запихиваетесь пирожными
вместо того, чтобы думать о Боге, - рассказывает Йонек. - Я этих нравоучений
понять не могу, как и многого другого, что сейчас происходит в церкви”.
Хотя Польша остается лидером по уровню религиозности в Старом Свете - в Бога верят девять поляков из десяти, и половина верующих не менее раза в неделю посещают костел
Впрочем, это церкви впору задуматься над тем, что происходит
в обществе. Самую религиозную страну Европы поразил вирус атеизма. За последние
семь лет, по данным Центра исследования общественного мнения (CBOS), число
христиан здесь снизилось на 5 %. И хотя Польша остается лидером по уровню
религиозности в Старом Свете - в Бога верят девять поляков из десяти, и половина
верующих не менее раза в неделю посещают костел, - страна на глазах
раскрепощается.
Показателен успех скандального политика Януша Паликота. В
избирательную программу своего политдвижения на парламентских выборах 2011 года
он включил практически все, что может раздражать церковь, - легализацию абортов
и искусственного оплодотворения, а также гражданских и однополых браков, легких
наркотиков. И сотворил сенсацию - движение стало третьим по итогам выборов, набрав
10% голосов.
“Успех Паликота - тревожный сигнал для церкви”, - говорит
Казимеж Сова, священник и директор спутникового телеканала Религия. Он считает,
что приход в коридоры власти Паликота означает, что отношения между государством,
обществом и церковью в Польше еще больше накалятся. И это приведет к тому, что
число верующих сократится.
Вездесущее око
На фоне остальных стран Старого Света Польша выглядит одним
из оплотов христианства на континенте: здесь 92 % жителей верят в бога. В
идущей на втором месте Греции доля верующих равна 91%, в Ирландии и Португалии -
на 4-5% меньше, чем в Польше. Но в остальных государствах Западной Европы
количество людей, верящих во Всевышнего, значительно уступает этим показателям -
в Великобритании их доля, к примеру, равна 51 %, в Голландии - 47%, а в Эстонии
- лишь 23%.
Лидерство поляков не случайно. К религии в стране приобщают
с раннего детства. Попав на воскресную службу в один из костелов в Краковском
предместье Варшавы, Корреспондент увидел много семейных пар с колясками. Малыши,
что научились стоять на ногах, следуют примеру родителей - периодически
опускаются на коленки во время службы. “Для нас поход в церковь - это семейная
традиция”, - говорит варшавянин Павел Врубель, стоя посреди костела и держа за
руку маленькую дочь.
Едва ли не каждый взрослый поляк ходит в костел, где его не просто укрепляют в вере, но и учат жизни - порой в самых ортодоксальных формах
В масштабе страны эта традиция превращается во всепроникающие
правила жизни. В каждой польской школе проводят уроки религии, от которых можно
отказаться, но этого, как правило, никто не делает. А едва ли не каждый
взрослый поляк ходит в костел, где его не просто укрепляют в вере, но и учат
жизни - порой в самых ортодоксальных формах.
На той службе, которую посетил Корреспондент, священник советовал
прихожанам искать в интернете что-нибудь полезное. Например, данные о том,
почему католическая церковь выступает против контрацепции.
“Это же бред. Я не говорю, что церковь должна рекламировать свободный
секс. Но существуют венерические заболевания, и так вышло, что люди занимаются
сексом до брака. Лучше чтобы они делали это безопасно, а церковь продолжает
говорить, что нельзя предохраняться”, - замечает Йонек. Она разделила для себя
церковь и веру и, не перестав верить, прекратила походы в костел, решив, что
тамошние проповеди - это неприкрытая пропаганда.
Похоже, что Йонек права. Церковь не стесняясь порой агитирует
за консервативных политиков и вмешивается в общественную жизнь.
У нас священники везде - в школе, в больнице, в армии. Ни одно торжественное событие не пройдет без духовных лиц. Такое ощущение, что скоро открытие туалетов будут освящать
К примеру, после смоленской катастрофы, когда в апреле 2010
года разбился самолет с президентом Польши Лехом Качиньским, его супругой и
рядом высших госчинов, именно позиция высшего духовенства привела к череде
скандалов.
Во-первых, церковь поддержала родственников Качиньского в
том, чтобы президентскую чету похоронили в королевском замке в Кракове. Хотя
значительная часть населения посчитала, что такие посмертные почести, фактически
приравнявшие погибших к королям, чрезмерны.
Во-вторых, при молчаливом попустительстве духовенства сторонники
Качиньского установили гигантский деревянный крест перед президентским дворцом.
Понадобилось полгода яростных споров и вмешательство лидеров общественного
мнения, чтобы убрать его.
“У нас священники везде - в школе, в больнице, в армии. Ни
одно торжественное событие не пройдет без духовных лиц. Такое ощущение, что
скоро открытие туалетов будут освящать”, - говорит скандалист Паликот. Во
многом именно это, по словам политика, и вызывает в обществе - прежде всего у
молодых людей - неприятие церкви.
Искушение недоверием
Польская молодежь всегда относилась к церкви с большим недоверием,
отмечает священник Сова. В этом для него нет чего-то особенного. К тому же
после создания семьи молодые люди вновь поворачиваются лицом к Богу и возвращаются
на службы в храмы, добавляет он.
И все же Сова признает, что за пару последних лет позиции
церкви пошатнулись. Это стало возможным по целому ряду причин.
Многим надоело вмешательство церкви в государственные и
общественные дела. Особенно эти страсти подогрели перипетии с жертвами
смоленской катастрофы, уточняет Сова.
После вступления Польши в ЕС на заработки выехали более 2 млн поляков - каждый 20-й житель страны. И лишь10% “заробитчан” поддерживают отношения с церковью
Сыграла роль и трудовая миграция. После вступления Польши в
ЕС на заработки выехали более 2 млн поляков - каждый 20-й житель страны. И лишь
10% “заробитчан” поддерживают отношения с церковью, говорит Томаш Крулак,
вице-президент KAI - Католического информагентства. “Оказывается, достаточно
выехать на Запад, и вера куда-то улетучивается”, - констатирует он.
По словам Совы, ослабление веры связано с особенностями стран,
в которые приглашают работать поляков. Там - в самых популярных среди трудовых
мигрантов Великобритании, Ирландии и Нидерландах - уровень религиозности
значительно ниже, чем в Польше.
“Мне иногда кажется, что Голландия - это испытательное поле для
дьявола. Все, что приживется там, приживется везде”, - говорит Сова, имея в
виду свободные нравы голландцев, легализацию проституции, наркотиков и прочее.
В таких условиях религиозность сходит на нет - так же как и в Ирландии, где в
последние годы разразилось несколько громких педофильских скандалов внутри
католической церкви.
“В Польше священник - большой авторитет. И вдруг люди попадают
в страну, где видят по телевидению, как священников выводят в наручниках. Для
поляков это шок”, - уверяет Сова.
Открытые границы с Европой повлияли, по мнению Паликота, и
на молодежь. Мол, подрастающее поколение все чаще выезжает в Европу на учебу
или ради путешествий и видит, что и без религии можно нормально существовать.
Подрастающее поколение все чаще выезжает в Европу на учебу или ради путешествий и видит, что и без религии можно нормально существовать
Кроме того, гражданам, уверен Паликот, не нравится, что церковь
сегодня находится в привилегированном положении и практически все ее
потребности оплачивает казна.
Так, в 2011 году в Фонд костела государство выделило $ 28,5
млн - на пенсии, оплату медуслуг и прочие соцпрограммы для священников. Еще $
112 млн пошло им на зарплаты за преподавание религии в школах. За тот же период
размер госдотаций для духовных вузов достиг $ 70,8 млн, а на ремонт храмов выделили
еще $ 8,5 млн.
Налогоплательщики содержат священников при больницах, тюрьмах,
полиции, пограничной и пожарной службах, при бюро охраны правительства. Всего, по
данным KAI и минобороны, в 2011-м на нужды церкви государство выделило не менее
$ 231 млн.
Свою отрицательную роль, по словам Паликота, сыграло и то, что
церковь уже не выступает, как во времена коммунизма, символом сопротивления
системе. Проблема и с авторитетами: среди нынешних священников нет личности,
соизмеримой с Каролем Юзефом Войтылой, то есть Иоанном Павлом II, 264-м римским
папой, умершим в 2005 году.
Осознать перемены
За последние семь лет, по данным CBOS, количество верующих в
Польше сократилось с 97% до 92%. Ровно на столько же выросла доля атеистов.
Внутри общества возникло скрытое давление, что привело к его
поляризации. С одной стороны, появился Паликот, который устраивает эпатажные
антиклерикальные акции и провел в парламент 57-летнюю транссексуалку Анну
Гродзкую и Роберта Бедроня - первого польского депутата, не скрывающего, что он
гей.
С другой стороны, церковь подвигла на общественную деятельность
отца Тадеуша Рыдзыка, возглавляющего Радио Мария и телеканал Trwam. Оба этих медиа,
аудитория которых - люди старше 65, очень категоричны, объясняет Сова, - они
рассказывают верующим, за кого нужно голосовать на выборах, а кого (речь о
Паликоте) нужно считать “антихристом”.
Одни юные поляки открыто критикуют церковь, другие же, напротив, с ней сближаются.
Особенно сильное напряжение ощущается среди молодежи. Одни
юные поляки открыто критикуют церковь, другие же, напротив, с ней сближаются.
Причем отцы церкви идут им навстречу. К примеру, теперь, венчаясь,
молодым не нужно будет оформлять брак в госучреждении - священнослужители сами отправят
все нужные документы для регистрации брака.
Передовые религиозные деятели верят, что нынешние разброд и
шатания не сделают католическую Польшу царством атеизма. “Обыкновенный поляк
все-таки не считает, что церковь - это коррумпированная организация педофилов.
Потому что практика общения с церковью свидетельствует о другом”, - говорит
Крулак.
Костелы, по его мнению, не опустеют хотя бы потому, что они -
одна из самых сильных традиций. Два столичных храма, которые посетил Корреспондент
воскресным утром, были забиты. Верующие хором произносили молитвы, по сигналу
священника в знак любви к ближнему жали друг другу руки, что создавало дружелюбную
атмосферу.
Видя это, нетрудно поверить Круляку, который убежден: в ближайшие
годы часть молодых людей отойдут от религии, зато оставшиеся лишь укрепятся в вере.
“Это будет христианство по собственному выбору. Люди будут ходить в костел,
потому что верят, а не из-за того, что родители их с детства к этому приучили”,
- оптимистично заявляет эксперт.
***
Этот материал опубликован в №10 журнала Корреспондент от 16 марта 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.