BBC Україна на русском,
5 января 2013, 21:40
Какие последствия будет иметь изнасилование в Дели для борьбы с насилием в отношении женщин в стране? Индийские комментаторы делятся своими мыслями.
Ви Суреш, правозащитник
Судебное преследование и наказание виновных - лишь часть решения. Они являются следствием совершения преступления. Главная задача - предотвратить сексуальное насилие. Как изменить менталитет общества, насчитывающего 1,2 миллиарда людей?
Существующие сегодня гендерные правительственные программы носят символический характер, им не хватает творческого подхода, и они практически не меняют убеждений и обычаев индийцев. Необходимо разработать совершенно новую программу, направленную на изменение общественного мнения и отношения, социальных перспектив и институциональных культур. Она должна быть массовой и работать как в начальных школах, так и в колледжах и на рабочих местах.
Ежегодно 8 марта, в Международный женский день, необходимо организовывать собрания в селах и поощрять женщин говорить о насилии, в частности сексуальном, в семьях и общинах.
Нужно ежегодно приглашать женщин на специальные сессии законодательных органов власти, где они могли бы рассказать о дискриминации и том, способствует ли государственная политика и законы установлению равенства и справедливости. Одна из самых позорных индийских реалий - государственное производство алкоголя, который, среди прочих факторов, стимулирует сексуальное насилие.
Нам говорят, что доходы от этой сферы идут на программы социального обеспечения, но в действительности - это "кровавые деньги", заработанные на семейном горе и трагедиях. Исполнительные органы штатов должны немедленно прекратить производство крепких напитков, запретить и всячески бороться с подпольным производством. Это долгий и нелегкий путь, но искоренить насилие можно лишь изменив отношение индийского общества к женщинам.
Урваши Буталия, феминистическая писательница и издатель
Отличительная особенность: СМИ освещали недавнее преступление в Дели и последующие протесты в удивительно серьезном и сдержанном тоне, без лишней сенсационности. Это важное изменение: раньше такие случаи изображались в почти истерическом ключе.
На телевидении, радио, в газетах - везде чувствуешь высокий уровень уважения и сдержанности, пусть даже иногда раздаются призывы к химической кастрации преступников.
Медиа не раскрыли имени жертвы (таково требование закона, но раньше на него никто не обращал внимания), не вмешивались в частную жизнь родителей, освещали протесты с сочувствием. В прессе появились статьи чрезвычайно высокого уровня. В общем, медиа сыграли очень важную роль в том, чтобы обратить народный гнев в сторону правительства.
Трудно сказать, долго ли продлится эта тенденция, но по крайней мере мы убедились, что СМИ необязательно должны быть сенсационными. Приведет ли это к изменению женских образов, которые мы видим на телевидении?
Опять же, трудно сказать - телевизионные сериалы и так отдают обязательную дань социальным вопросам: показывают сильных женщин, касаются таких тем, как детские браки, разводы и аборты.
Но их героями по-прежнему остаются исключительно состоятельные индийцы; бедных здесь не увидишь, отсутствуют меньшинства, нет темнокожих, тема каст - табуирована. Возможно, женская тематика и получит серьезное освещение, но шансы на это невелики, пока СМИ не начнут показывать реальность. Тем не менее, стоит отметить, что СМИ попытались отнестись к "женскому вопросу" серьезно, и что это, по крайней мере, начало.
Рупа Субрамания, экономист, журналист
Чтобы уменьшить уровень насилия в отношении женщин в частности и преступности в целом, нужно реформировать устаревшую систему уголовного правосудия.
Сегодня за изнасилование очень редко выносят обвинительный приговор. Поэтому надо заставить юридическую систему воспринимать такие преступления серьезно и активно преследовать их в рамках действующего законодательства.
Нам не нужны ни символические политические шаги, ни поверхностные решения. Ни то, ни другое не коснется корня проблемы. К первой категории, в частности, относится предложение принять в честь убитой женщины из Дели закон, который будет жестче наказывать насильников.
Замысел хороший, но он вылился в дискуссию, нужно или не нужно раскрывать имя жертвы, что только отвлекло общество от более важной темы - реформирование уголовной системы.
Что касается второй категории: не надо требовать введения смертной казни или каких-то варварских наказаний вроде химической кастрации за изнасилование.
Эти вещи были опробованы в других странах и не помогли сократить количество изнасилований или иных преступлений. Их можно рассматривать только в плоскости возможной моральной компенсации семьям жертв. Следовательно, не будем отвлекаться на мелочи. Главное - это реформа несовершенного уголовного судопроизводства.
Атул Сангар из Индийской службы BBC о взглядах консервативных индейцев
Среди масштабных протестов против делийского изнасилование прозвучали и голоса несогласных.
Депутат Конгресса Абгиджит Мукерджи, сын индийского президента Пранаба Мукерджи, назвал студенческие протесты в центре столицы "модными", а протестующих - "испорченными разрисованными" женщинами, которые хотят урвать свои две минуты славы. После волны общественного негодования он взял свои слова обратно.
Один из сельских советов на севере индийского штата Гарьяна заявил, что власть не должна поддаваться эмоциям из-за акций протеста и слушать требования ввести смертную казнь за изнасилование. Консервативные слои общества советуют женщинам носить традиционную одежду или не гулять ночью, чтобы не быть изнасилованными.
В прошлом году один из высокопоставленных чиновников Гарьяны требовал от женщин ходить на работу только в шальвар-камиз (тунике и штанах) или сари. Несмотря на широкую солидарность индийцев с жертвой делийского изнасилования, не следует забывать, что провинциальные индийцы настроены очень консервативно.
И хотя эти люди никогда не одобрят жестокости этого преступления, идея равных прав для обоих полов, а также поведение современных, независимых и сознательных городских женщин их возмущает.
Ума Субраманиан, социальный работник
Наша коллективная неспособность осудить и принять меры против насильников в очередной раз привела к трагедии, на этот раз - в Дели. Шестеро мужчин изнасиловали, избили и бросили жертву умирать, считая, что им это сойдет с рук.
Но, как мне кажется, это преступление получило огласку не только из-за своей жестокости, но и потому, что у девушки не было никаких недостатков с точки зрения индийской морали. Она была студенткой, носила индийское платье, пошла в кино с другом, возвращалась домой в 9:30 вечера, то есть не очень поздно. Она отвечала всем требованиям идеала индийской женщины.
Интересно, всколыхнулась ли бы нация так же, если бы девушка была моделью или танцовщицей, если бы была одета в короткое платье, если бы спутник был ее парнем, если бы они возвращались из ночного клуба? Показалось ли бы нам это преступление менее жестоким?
Разве мы, индийцы, не относимся предвзято к "современным" женщинам? Мы не обращаем внимания на жертв насилия в селах. Закрываем глаза на тысячи женщин из касты неприкасаемых, которых насилуют представители высшей касты.
Постглобалистические индийские женщины, особенно жительницы городов, уже преодолели много барьеров на своем пути к эмансипации. Тем не менее, большинство мужчин, как в сельских, так и городских районах, и до сих пор мыслят традиционно и не могут принять новый аватар индийской женщины.
Но впервые встал вопрос о том, что мальчиков надо учить уважать женщин, учить контролировать свои желания. Кроме того, следует поощрять женщин сообщать об изнасиловании, потому как Болливуд, медиа и наше репрессивное общество заставляют жертв чувствовать себя виноватыми.
Нам нужно всем вместе работать над тем, чтобы изменить одновременно юридические и культурные основы нашей страны. Жертвы должны быть уверены в своевременном осуществлении правосудия. Каждый из нас несет ответственность за свое молчание.
Источник: Русская служба Би-би-си