Русская служба Би-би-си,
29 марта 2013, 14:10
Фото: Reuters
Тело Березовского было обнаружено 23 марта в доме в местечке Аскот в графстве Беркшир
30 декабря 1996 года в американском журнале Forbes была напечатана неподписанная статья, озаглавленная "Крестный отец Кремля" и посвященная Борису Березовскому. Олигарх нашел ее клеветнической и возбудил иск, но в лондонском суде, а не в нью-йоркском, хотя, как говорил тогда главный редактор Forbes Джеймс Майклс, "это американский журнал, и 98% его тиража расходятся в США". Об этом для Русской службы Би-би-си пишет Владимир Козловский.
Березовский предпочел Лондон, потому что в Великобритании выиграть такой иск неизмеримо проще, чем в США. Тяжба тянулась шесть лет. В конечном итоге журнал публично отказался от части прозвучавших в статье утверждений и признал, что называть Березовского главарем мафии было неправильно.
Автором статьи, а потом и одноименной книги был американский журналист Пол Хлебников, впоследствии убитый в Москве.
Хотя Forbes частично дезавуировал свою публикацию, она не улучшила репутацию олигарха в Америке. С тех пор она продолжала портиться.
Как говорили мне общие знакомые, еще при Джордже Буше Березовскому дали понять в Вашингтоне, что в США ему лучше не появляться, и в последнее десятилетие своей жизни он здесь не был.
"Распутин, громила и гангстер"
Немудрено, что американские публикации по поводу смерти олигарха чаще всего звучат не очень лестно.
Либеральный сайт The Daily Beast назвал покойного "Распутиным нашего времени".
Злее всех отозвался о Березовском специалист по российской экономике Марк Адоманис, назвавший его в том же Forbes "одиозным громилой и гангстером", а в другой статье - "известным лжецом, аферистом и вором".
Статья бывшего московского корреспондента интернет-газеты Christian Science Monitor Фреда Уира озаглавлена "В России покойного "гения зла" Бориса Березовского сильно недолюбливают".
По словам автора, "большинство россиян говорят, что не станут по нему скорбеть. Ведь большинство из них видят в нем первопроходца "бандитского капитализма", который поверг Россию в массовую нищету и социальный упадок в 1990-е годы, когда горстка ухватистых ловкачей с кремлевскими связями прибрала к рукам главные сокровища бывшей советской экономики".
"Даже многие либералы, которые выступают против Кремля и которых Березовский пытался привлечь на свою сторону, поведали мне, что не могут сказать о нем ничего положительного", - продолжает автор.
Уир цитирует книгу Хлебникова о Березовском, в которой тот характеризовал олигарха как "застрельщика корпоративного рейдерства российского разлива. Он овладел искусством применения политических рычагов для того, чтобы контролировать неблагополучные компании, выдаивать из них барыши и потом бросать на произвол судьбы".
"Когда умирали целые отрасли, а простые россияне месяцами не получали зарплату, - пишет американский журналист, - Березовский и другие воротилы предстали перед миром в образе "новых русских". Это были идущие напролом бизнесмены с криминальными повадками, которым было наплевать на то, что большинство народа страдает, а страна приходит в упадок, но которые всегда были готовы выбросить деньги на любую экстравагантную дикость".
"Большинство россиян, знавших Березовского, говорят, что он оставил после себя лишь дурной привкус", - резюмирует корреспондент Christian Science Monitor.
Не так уж и хорош
Уиру вторит московский корреспондент New York Times Дэвид Хершенхорн, одна из статей которого по поводу смерти олигарха озаглавлена "Кончину Березовского вряд ли будут оплакивать в России".
"Если его вообще будут вспоминать, - пишет автор, - то лишь в связи с той ролью, которую он играл в пост-коммунистических 90-х, то есть ту эпоху, которую многие россияне хотели бы поскорее забыть".
По словам Хершенхорна, Березовский изображал дело так, что он играл ключевую роль в вознесении Путина в качестве ельцинского преемника.
"И хотя его истинная роль дискуссионна, - продолжает автор, - в конечном итоге путинские противники ненавидели его за это, тогда как сторонники Путина видели в нем лишь изгнанного барона-разбойника, притом не особенно даровитого".
С последней оценкой согласен российский писатель Леонид Бершидский, опубликовавший на сайте агентства Bloomberg статью под названием "Борис Березовский все-таки не был исполином".
По словам автора, покойный олигарх "не был особенно хорошим бизнесменом".
"Неясно, сколько денег было у Березовского, - продолжает Бершидский, - поскольку все, что мы знаем о его авуарах, основывается на словах самого Березовского... Это же относится и к его утверждениям по части политики".
Например, в 1996 году он заявил Financial Times, что Россией правит олигархия из семи банкиров, которые контролируют 50% ее ВВП. По словам автора, термин "олигарх" вошел в широкий оборот именно благодаря этому интервью.
Но факт существования этой "семибанкирщины" не доказан, пишет Баршидский и отмечает, что первые двое из семи олигархов обанкротились в результате кризиса 1998 года. "Если бы они в самом деле правили Россией, - пишет он, - до этого никогда не дошло бы".
"Березовский добился успеха в том, что сделал себя символом беззаконных, бурных 1990-х, - резюмирует автор, - хотя другие люди сделали больше денег, чем он, и сумели их сохранить".
Источник: Русская служба Би-би-си