Запад и ООН реагируют на события в Сирии призывами и невнятными угрозами.
Если верить сирийской оппозиции, режим Асада применил в пригороде Дамаска химическое оружие, в результате чего погибли до 1300 человек. Официальный Дамаск, со своей стороны, уверяет, что химическое оружие применяют повстанцы.
Мир уже свыкся с сообщениями о кровавой гражданской войне в Сирии. Но еще год назад президент США Барак Обама заявил, что применение оружия массового поражения означало бы, что диктатор Асад перешел "красную линию". Однако достоверной информации из Сирии нет.
Как доказать применение химического оружия?
Международное право квалифицирует применение оружия массового поражения, в том числе и химического, как преступление против человечности. Совет Безопасности ООН характеризует его как угрозу международному миру и безопасности и может выдать мандат на применение мер военного характера "для поддержания или восстановления международного мира и безопасности".
В Сирии находятся инспектора ООН по химическому оружию. В свое время их пригласило само правительство страны, со своей стороны, обвиняющее повстанцев в применении химического оружия. Казалось бы, инспектора и должны доказать факт газовой атаки в предместье Дамаска.
Однако их мандат предусматривает проверки только в трех местах, указанных режимом Асада. На место предполагаемого преступления сирийские власти допустить инспекторов ООН отказываются.
Совбез ООН в четверг, 22 августа, на экстренном заседании потребовал внести ясность в вопрос о применении химического оружия. Однако Россия и Китай не допустили принятия жесткой резолюции на эту тему. Официальный представитель министерства иностранных дел России Александр Лукашевич заявил, что сообщения о газовой атаке, возможно, являются провокацией со стороны повстанцев.
Шаг вперед, два назад вдоль "красной черты"
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун пригрозил серьезными последствиями в случае применения химического оружия в Сирии. Но как конкретно будут выглядеть эти "серьезные последствия", Пан Ги Мун не уточнил.
Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) ограничился призывами. Если химическое оружие действительно было применено, то это "чудовищно, это преступление против человечества. Поэтому мы призываем, мы настоятельно требуем немедленно предоставить инспекторам возможность это полностью расследовать", - заявил глава МИДа ФРГ.
В ожидании сигнала из Вашингтона
Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг исходит из того, что газовая атака - дело рук режима Асада: "Я знаю, что некоторые склонны усматривать за этим заговор сирийской оппозиции, но вероятность этого ничтожно мала".
Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу считает, что режим Асада "пересек уже не одну "красную линию: "В Сирии сотни тысяч людей убиты, 200 тысяч числятся пропавшими без вести, страна разрушена, а Совет Безопасности до сих пор не в состоянии принять решение", - возмущается турецкий министр.
Его французский коллега Лоран Фабиус грозит "демонстрацией силы", но тоже не уточняет, что стоит за этими словами. И все, как завороженные, ждут сигналов из Вашингтона.
Америка устала воевать
Президент США Барак Обама только в пятницу, 23 августа, высказался по поводу сообщений о применении химического оружия в Сирии. "Это вызывает большое беспокойство. Это затрагивает ключевые национальные интересы США, касающиеся обеспечения безопасности и нераспространения оружия массового уничтожения, а также защиты наших союзников и наших баз в регионе", - заявил Барак Обама. В то же время он ждет неопровержимых доказательств применения химического оружия режимом Асада и исключает военное вмешательство США в Сирии без мандата ООН.
Эксперт Германского общества внешней политики Йозеф Яннинг (Josef Janning) объясняет выжидательную позицию Соединенных Штатов рядом причин. "Администрация США не хочет быть втянутой в вооруженный конфликт, поскольку это таит в себе непредсказуемые последствия для всего региона. Кроме того, американцы за последние десять лет убедились, что крайне трудно обойтись ограниченным вмешательством", - полагает Яннинг.
Эксперт по вопросам политики безопасности фракции "зеленых" в бундестаге Омид Нурипур (Omid Nouripour) в интервью DW сводит колебания США к простой формуле: "Во-первых, американцы устали воевать. Во-вторых, у них просто нет денег, чтобы оплатить такую интервенцию".
Источник: Русская служба DW