Что Устинова обвиняют в незаконном вывозе из США приборов оборонного назначения, было известно давно, но из обнародованных сейчас документов явствует, о какой именно аппаратуре идет речь.
Как говорится в 22-страничном обвинительном заключении, между июлем 2010-го и 15 апреля 2013 года россиянин вступил в сговор с рядом лиц с целью вывоза из США в Россию без надлежащей лицензии приборов ночного видения (ПНВ).
Имена части сообщников Устинова известны властям, но по этому делу они не проходят.
Как можно понять из судебных документов, все эти приборы имеются в США в открытой продаже, но входят в специальный список и могут вывозиться за границу лишь по экспортной лицензии, которую выдает Управление торгового контроля государственного департамента. Насколько известно, туда Устинов не обращался.Среди изделий, которые якобы вывезли или пытались вывезти в Россию Устинов и его анонимные сообщники, прокуратура упоминает один тепловизионный монокулярный ПНВ L3 Insight, один тепловизионный прицел Nivisys Scorpion, семь ПНВ Night Optics D-740, один ПНВ Night Optics D-760, один тепловизионный прицел Night Optics PVS-14 и четыре инфракрасных тепловизионных камеры переднего обзора Tau 640.
Инкриминируемые ему приборы закупались по телефону или посредством интернета, например, на сетевом аукционе еВау, и отправлялись в Россию разными способами, в том числе по почте или с курьерами.
В обвинительном документе приводятся примеры десятков транзакций, которые прокуратура вменяет Устинову и его неназванным сообщникам.
Например, 9 июля 2010 года некий человек отправил Устинову документ № 10079, в котором говорилось, что монокулярный ПНВ New Insight стоит 7 тыс. долларов. На следующий день сообщник Устинова купил на аукционе еВау этот ПНВ за 7 тыс. долларов. Два дня спустя Устинов распорядился, чтобы со счета компании Yatima Investments этому человеку перевели 7792 доллара.
Устинов якобы также пользовался для этих целей компанией Darice Investments. В частности, 11 мая 2011 года с ее счета были переведены 35 тыс. долларов, а 22 июля – 41 500 долларов.Устинов регулярно переводил деньги со счета этой компании. В частности, 30 августа 2010 года с него ушло 59 тыс. долларов. Прокуратура связывает эти транзакции с закупкой лицензионной аппаратуры, которую россиянин потом вывозил – или пытался вывезти – на родину.
Устинов, по данным обвинения, переводил и куда большие суммы. Например, 15 апреля этого года с Кипра в Вирджинию было переведено 184 992 доллара. Прокуратура будет доказывать присяжным, что эти деньги предназначались для операций по незаконному экспорту оборонной аппаратуры.
Доказательная база обвинения включает также электронную переписку Устинова и записи разговоров, которые он вел по Skype.
23 августа прокуратура попросила судью назначить слушания по вопросу о мере пресечения и ходатайствовала о том, чтобы Устинова оставили до суда под стражей, поскольку в противном случае велика возможность того, что россиянин уйдет в бега.
Если защитник Устинова все же попросит, чтобы того выпустили под залог, ему наверняка откажут, как отказали ровно месяц назал другому гражданину России Александру Фишенко, хотя, казалось бы, у Фишенко были все основания для освобождения под подписку.
Фишенко сейчас ожидает в бруклинской федеральной тюрьме суда за незаконный экспорт военной аппаратуры в Россию. Его адвокат Ричард Девитт заявил судье, что его подзащитный, имеюший также гражданство США, готов сдать властям оба своих паспорта и согласен, чтобы власти оснастили его датчиком, сигнализирующим о его местонахождении.
Многочисленные родственники и друзья Фишенко готовы поручиться за него своим имуществом, писал Девитт, сетовавший на то, что в тюрьме у его клиента нет интернета, поэтому он лишен возможности должным образом готовиться к процессу.
В ответ судья распорядился, чтобы Фишенко предоставили в тюрьме условия для работы, но отказался выпустить его под залог, объяснив, что, выйдя на свободу, тот может снова взяться за экспорт запрещенной аппаратуры. К тому же у США нет договора об экстрадиции с Россией.
21 июля 2011 года 42-летний выпускник МГИМО россиянин Сергей Корзников, признавшийся в незаконном вывозе в Россию военного снаряжения, в том числе прицелов, получил 6 месяцев тюрьмы и два года гласного надзора. Он освободился 6 февраля 2012 года и, очевидно, давно депортирован на родину.Теоретически Устинову грозит до 20 лет лишения свободы. Но другие аналогичные дела последних лет говорят о том, что речь, видимо, идет о гораздо меньшем сроке.
В октябре 2011 года 25-летняя уроженка Латвии Анна Ферманова, признавшаяся в контрабанде в Россию прицелов ночного видения, была приговорена к 4 месяцам тюрьмы, 4 месяцам домашнего ареста, 3 годам гласного надзора и штрафу в тысячу долларов. Она вышла на свободу 4 мая 2012 года.
В отличие от Корзникова, Ферманова имеет американское гражданство и поэтому осталась в США.
Если бы они не признались и проиграли суд, они получили бы значительно больше.
Источник: Русская служба Би-би-си