Кунина Августа, селькупка, 57 лет, родилась в поселке Толька, живет в городе Тарко-Сале, пенсионер
При этом исторические обитатели этих мест могут спокойно заниматься
традиционными промыслами в тундре, при необходимости пользуясь различными
благами цивилизации.
Важным моментом является то, что государство сохраняет традиции народов и
имеет возможность экспортировать продукты оленеводства и рыболовства за
рубеж.
Местные же жители имеют возможность получать качественное здравоохранение и
не отставать от мирового технического прогресса. Телефон, телевизор уже прочно
вошли в жизнь народов, живущих в природных условиях.
Тем не менее большинство "националов", как называют их русские, не
представляют своей жизни без тундры
В связи с этим появляется новая форма жизни исторически населяющих этот регион культур, которая в данный момент практически не изучена. Процесс перехода от традиционного к современному образу жизни находится в постоянном развитии.
Важно зафиксировать этапы перехода представителей коренных народов к "городской" жизни, застать момент, когда этнические особенности и блага современного общества начинают сосуществовать и становятся одинаково ценными для человека.
Хорошим примером взаимодействия может служить возникновение так называемых "национальных" посёлков, где коренным жителям предоставляется дом, образовательная программа и медицинская помощь
Пяк Виталий, ненец, 30 лет, родился и живет на стойбище "Стадо №3", старший оленевод. "Я хочу, чтобы мой сын знал, что такое интернет и телевизор, но если он выберет жизнь в городе, то это будет самым большим горем для меня", - говорит Виталий о своем сыне Юре
Андреева Анна, манси, 49 лет, родилась в поселке Сартынья, живет в городе Тарко-Сале, воспитатель
Вэлло Алик, ненец, 18 лет, родился в городе Надым, живет в городе Тарко-Сале, безработный. Пяк Анатолий, ненец, 23 года, родился и живет в городе Тарко-Сале, сторож
Пяк Томара, ненка, 23 года, родилась и живет в городе Тарко-Сале,
обработчица рыбы.
Север страны, как известно, богат рыбой. Однако на рынке она почему-то
оказывается гораздо дороже зарубежных аналогов, даже на самом Севере
Айваседо Руслан, ненец, 32 года, родился и живет на стойбище "Стадо №3", оленевод
Все это неизменно влечет за собой вмешательство в жизнь коренных народов, нарушает их традиционный образ жизни, что, в свою очередь, приводит к медленному вымиранию их культур. Сегодня одна часть коренных народов Севера продолжает традиционный образ жизни - оленеводство и рыболовство, другая начинает осваивать "оседлую", "европейскую" жизнь в городах и поселках
Харампур - национальный поселок с населением свыше 700 жителей.
Здесь построены кирпичные дома, напоминающие по форме ненецкий чум.
Харампурцы живут между тундрой и цивилизацией, постоянно перемещаясь между
двумя мирами.
Такой образ жизни, по словам некоторых ненцев, лучший ответ на вопрос "что
делать с коренными?". Ведь, как известно, Север суров в любое время года - зимой
безумная стужа и ветра, летом тучи насекомых и болота
Пяк Аумах, ненец, 72 года, родился в деревне Вынгапур, живет в городе Тарко-Сале, пенсионер
Айваседо Сергей, ненец, 56 лет, родился и живет в деревне Харампур, рыбак. Волов Владимир, ненец, 7 лет, родился и живет в деревне Харампур, школьник. Айваседо Кристина, ненка, 7 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Фатеева Анна, ненка, 5 лет, родилась и живет в деревне Харампур, ходит в детский сад
Участники туристического клуба, ненцы, город Самбург
Для исследования был выбран город Тарко-Сале - административный центр Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Население города - свыше 20 тысяч человек. Тарко-Сале - типичный представитель небольших нефтяных городов, где бок о бок проживает русское население и коренные народы Севера. Именно на подобных территориях можно увидеть, как переплетается современный образ жизни с традиционным укладом коренных народов Севера
- Как вы ориентируетесь в тундре, тут же невероятные расстояния?
- Ты же знаешь, что и где лежит в твоей квартире?! – бригадир Виталий ехал в
упряжке и обсуждал с администрацией района детали проведения Дня Оленевода,
праздник срывался из-за резкого потепления
Свадебная фотография Сергея и Дианы Ледковых. Эта семья - представители ненецкой интеллигенции, во всем полагаются только на свои силы и не пользуются помощью государства для коренных малочисленных народов Севера
Айваседо Виктория, ненка, 17 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Айваседо Любовь, ненка, 68 лет, родилась и живет в деревне Харампур, пенсионер. Айваседо Ольга, ненка, 35 лет, родилась и живет в деревне Харампур, сторож
В эпоху глобализации остро стоит проблема сосуществования культур и цивилизаций. Развивающиеся страны с их расширяющей границы экономикой и промышленностью постепенно проникают на территории, традиционно населенные людьми других культур. В России особенно явно эти процессы протекают на северо-западе страны, где по сей день продолжается освоение новых территорий
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживали: ненцы – 44 640 человек, ханты – 30 943 человек, манси – 12 269 человек, селькупы – 3 649 человек.
Подавляющее число ненцев района имеют фамилии Пяк и Айваседо, что переводится как "Деревянные" и "Безголовые".
Дело в том, что в первой половине XX века (год основания района 1933) здесь кочевали два рода - Пяк и Айваседо
Макаров Илья, хант, 43 года, родился в деревне Еври-Горт, живет в городе Тарко-Сале, тренер по национальным видам спорта
Кунина-Санкевич Светлана, селькупка, 49 лет, родилась в поселке Толька, живет в городе Тарко-Сале, режиссер
Пяк Юрий, ненец, 10 лет, живет в городе Тарко-Сале, родился в стойбище "Стадо №3", школьник.
- Счастливого пути! - Прощались мы с оленеводами, которые должны были отправиться далеко в тундру, а мы - обратно в Екатеринбург.
- Нет, это вам счастливого пути, мы-то у себя дома!
Вагоны - ледники (холодильники для мяса) на территории совхоза.В совхозе работают только "националы". Они занимаются оленеводством,
рыболовством, звероводством, сбором дикоросов и производством сувенирной
продукции.Например, в здании справа можно купить национальные изделия, на память, из
шкур оленей и зверей, там работает целый цех народных умельцев. Еще неподалеку
есть магазинчик, где продаются оленина и рыба, пойманная ненцами
Передвижение по Ямалу очень затруднено, в основном это немногие федеральные
дороги, "зимники", ну и, конечно, вертолеты.
В большинство уголков полуострова можно добраться только по небу, особенно в
межсезонье и летом
Пяк Валентина, ненка, 8 лет, родилась в стойбище "оз.Чебачка", живет в деревне Харампур, школьница. Айваседо Гульнара, ненка, 9 лет, родилась в стойбище "Медвежья гора", живет в деревне Харампур, школьница
Ледков Сергей, ненец, 38 лет, родился в городе Нарьян-Мар, живет в городе Тарко-Сале, мастер прикладного искусства. Ледкова Снежана, ненка, 6 лет, родилась и живет в городе Тарко-Сале, ходит в детский сад. Тадибе Диана, ненка, 31 год, родилась в поселке Тазовский, живет в городе Тарко-Сале, сотрудник отдела кадров центра национальных культур
Среднегодовая температура Ямало-Ненецкого автономного округа достигает -10°С
Пяк Владислав, ненец, 21 год, родился и живет в городе Тарко-Сале, безработный. Владислав недавно вернулся из армии, служил он на другом конце России - на Кавказе
Холл Пуровского районного краеведческого музея. Справа вверху чучело головы белого священного оленя
Казымкина Лилия, ненка-селькупка, 47 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, рыбак. Пяк Светлана, ненка-хантыйка, 37 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, домохозяйка. Пяк Алина, ненка, 7 лет, родилась и живет в городе Тарко-Сале, школьница
Ягель вырастает лишь на несколько миллиметров в год.
Если стада оленей в тундре съедают лишайник, то на восстановление его покрова потребуется около 10-5 лет
Пяк Галина, ненка, 50 лет, родилась в фактории "Вэнгапур", живет в
городе Тарко-Сале, сотрудник ассоциации "Ямал-Потомкам!".
На сегодняшний день ненцы крайне редко занимают административные должности
На фотографии сестры Кунины - селькупки.
Между селькупами и ненцами есть некоторое напряжение, оно чувствуется в
разговорах. Объяснили нам это тем, что между народами когда-то была война,
победители в которой, по утверждению ненцев - ненцы, по утверждению селькупов -
селькупы. Однако довод ненцев убедительнее - их численность сегодня больше
Пяк Антонина, ненка, 39 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, швея. Казымкина Лариса, ненка, 40 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, обработчик меховых изделий
Множество представителей коренных народов Севера стоит на распутье между
традиционным образом жизни и "европейским".
Ненцы делятся на тундровых и лесных, они говорят на разных наречиях и не
понимают друг друга.
Часть ненцев в Пуровском районе остались язычниками, часть стали
православными, часть баптистами, и часть воспринимают христианских святых как
дополнительных богов языческого пантеона.
А вообще, тема веры очень интимна для малых народов, они напуганы жестокими
православными и советскими гонениями. Теперь, все что можно узнать, это
обрывчатые сведения и общеизвестные факты, как только разговор начинает касаться
чего-то более глубокого и настоящего, тема тут же меняется
9 класс школы-интерната городе Тарко-Сале. Воспитанников селят в отдельных блоках по родству, то есть только братья и сестры живет рядом. Такой принцип в определенной степени помогает сохранить традиции, но дети все равно слишком долго находятся в изоляции от родителей и, закончив школу, уже не хотят возвращаться в тундру