Дайджест иностранной прессы о взрывах в Бельгии.
Теракты подрывают структуру ЕС – Stratfor
Теракты 22 марта в Брюсселе совершены в момент, когда ЕС все еще не оправился от ноябрьских терактов в Париже, а также пытается спешно урегулировать миграционный кризис.
Еще важнее, что теракты произошли в момент, когда националистические силы бросают вызов ключевым принципам континентального блока, в том числе принципу свободного передвижения рабочей силы и Шенгенскому соглашению.
В результате воцарится атмосфера страха и подозрительности, которая лишь усугубит социальные, политические и экономические кризисы.
Из-за терактов снова возобновятся дебаты о погранконтроле в ЕС, особенно в Шенгенской зоне
Вероятно, несколько стран Западной Европы вскоре объявят о новых законах в сфере национальной безопасности, о более жестком контролировании боевиков, которые возвращаются из зон конфликтов, а также о расширении обмена разведданными с соседями.
Европейцы станут охотнее участвовать в действиях коалиции против "Исламского государства".
Из-за терактов может сорваться недавно заключенное соглашение Турции с ЕС об ограничении притока соискателей убежища в Европу.
Для большинства европейцев угроза терроризма к настоящему моменту стала частью повседневной жизни. Долгосрочные последствия терактов скажутся не только на политике и экономике национальных государств, но и на самой структуре ЕС.
Почему именно Бельгия – Sueddeutsche Zeitung
В 2014 году террорист Мехди Неммуш расстрелял четырех человек в Еврейском музее в Брюсселе. Следы некоторых террористов, совершивших в 2015 году теракты в Париже, также привели в Бельгию. В Брюсселе в прошлом году теракт в поезде пытался совершить Аюб аль-Каззани.
У Бельгии действительно есть проблема с террористами. И это подтверждают оценки спецслужб, согласно которым в ряды ИГИЛ вступили порядка 500-600 граждан Бельгии - если учитывать численность населения страны, процент таких исламистов оказывается самым высоким среди государств Евросоюза.
Наиболее часто в связи с терактами упоминается брюссельский район Моленбек - многие журналисты и политики характеризуют его как "инкубатор террора"
Он и раньше считался проблемным районом, но прежде всего из-за наркопреступности, краж и ограблений, теперь же там происходит религиозная радикализация. Причина в том, что примерно 25% жителей 95-тысячной коммуны являются иностранцами-мусульманами, преимущественно марокканского происхождения.
Каждый четвертый житель коммуны не имеет работы. Многие молодые люди, среди которых безработица достигает 40%, не видят для себя никакого будущего. В результате нередки обвинения в том, будто мусульмане подвергаются дискриминации на рынке труда, в то время как жители соседней коммуны Сен-Катрин живут в полном достатке.
Глобальные планы ИГИЛ – The Daily Beast
Теракты, совершенные во вторник в Брюсселе, - лишь очередное звено все более эффективной серии атак, призванной посеять хаос в Европе и тем самым ликвидировать "серую зону".
"Ликвидировать серую зону" - слова из редакционной статьи, опубликованной в начале 2015 года в интернет-журнале "Дабик" террористической группировки ИГИЛ.
Под "серой зоной" подразумевается промежуточная позиция большинства мусульман. Идея в том, чтобы "Исламское государство" заполнило вакуум везде, где уже существует хаос, например, на значительной части Сахеля и Сахары, а также создало хаос, который затем может заполнить: это оно пытается сделать в Европе.
ИГИЛ призывает атаковать уязвимые цели (туристические районы и другие), истощать ресурсы "неверных", подрывая веру населения в способность правительства обеспечить безопасность.
Также встречаются призывы побудить массы бежать в регионы, находящиеся под управлением ИГИЛ, уничтожить ту самую "серую зону" между правоверным и неверным (то есть переманить сомневающихся в своих убеждениях мусульман в стан радикалов).
Кроме того, террористам рекомендуют использовать теракты как средство воздействия на мусульман: якобы террористические атаки должны объяснить исповедующим ислам, что миролюбие не приносит им ничего, кроме страданий.
ИГИЛ планирует скоординированную атаку во множестве городов Европы, чтобы подстегнуть процесс уничтожения "серой зоны", а также отвлечь внимание своих потенциальных сторонников от того факта, что в Сирии и Ираке его все заметнее сдерживают военными средствами.
Обязательное условие разгрома ИГИЛ - действия военных в его основном районе базирования.
Теракты будут продолжаться – Frankfurter Allgemeine
Из-за того, что “Исламскому государству" приходится терпеть неудачи в Сирии и Ираке, в Европе может возрасти количество терактов.
Эксперты отчетливо видят попытки ИГИЛ перенести пропаганду от зоны боевых действий в Сирии и Ираке в направлении Европы, чтобы молодые люди после тренировок в Сирии могли нести террор в “страны неверных".
Причина этого заключается в том, что территория ИГИЛ в странах Леванта сокращается, а жизнь там становится все тяжелее. И если раньше европейских джихадистов завлекала романтика сирийской войны, то теперь на ее место может прийти нечто вроде чувства долга, которое будет подбивать исламистов распространять террор по Европе/
Тем более что, согласно последним данным американских военных, ИГИЛ потеряло в Ираке около 40% своей территории и около 10% в Сирии.
В руководстве ИГИЛ увеличилась нервозность, которая проявляется в том, что джихадисты минируют города и перебрасывают свое руководство в Ливию, где террористическая организация пока что более-менее успешна.
Помимо этого, местные жители, бежавшие с подконтрольных ИГИЛ территорий в Сирии, рассказывают о том, что зарплаты боевиков и административных служащих исламистов существенно сократили, а также лишили их всяческих вкусностей вроде бесплатной выпивки и шоколада. При этом цены на все в регионе выросли.
У террористов все очень просто получается – Le Temps
Эксперт в вопросах терроризма и бывший сотрудник швейцарских спецслужб Жан-Поль Руйе признался, что в брюссельских терактах его поразила "простота операций".
"Я бы не стал, как другие, говорить о высоком уровне подготовки. Напротив. Взять хотя бы окружение Салаха Абдеслама: среди его приближенных был всего один специалист по взрывчатке, способный изготовить пояс смертника. Затем достаточно выбрать место большого скопления людей с не очень высоким уровнем безопасности", - говорит эксперт.
Кроме того, подобные теракты не требуют больших затрат. "Чтобы совершить такой теракт нужно всего нескольких тысяч евро на оружие и хорошее прикрытие. Поэтому выследить их очень трудно", - считает Руйе.
Новые теракты "могут произойти где угодно и когда угодно", убежден Руйе
"Нельзя сказать, что угроза недооценивалась. Бельгийцы этого ждали, но сама природа этих терактов, легкость их планирования ясно демонстрирует, что невозможно все контролировать", - подчеркнул эксперт.
Необходима более эффективная работа служб безопасности – The Wall Street Journal
Вчерашние взрывы в Бельгии показывают, что, несмотря на усиление давления на "Исламское государство" в его крепостях в Сирии и Ираке, эта экстремистская группа действует в русле заявленной ранее стратегии нанесения ударов по западным столицам.
Западные чиновники сообщили, что, судя по некоторым ранним признакам, теракты были запланированы давно, однако выполнение этой программы, возможно, пришлось ускорить в связи с тем, что в пятницу бельгийские правоохранительные органы арестовали самого разыскиваемого беглеца Европы - Салаха Абдеслама - и подобрались ближе к выучившимся в Сирии членам радикальной ячейки.
Абдеслам, подозреваемый в организации ноябрьских терактов в Париже, после задержания сообщил бельгийским властям, что готовятся новые теракты. После его ареста Бельгия увеличила количество полицейских и военных на улицах.
По-видимому, брюссельские теракты спланированы так, чтобы запугать население и продемонстрировать способность наносить удары даже в обстановке повышенной безопасности.
Атаковав транспортные узлы в час пик, террористы обездвижили Брюссель. По словам властей, эти теракты показывают, что европейским странам нужно более активно обмениваться информацией, более тесно сотрудничать в сфере разведки и тратить больше денег на полицию и безопасность.
Брюссель создан для терактов – La Voz de Galicia
Брюссель стал рассадником джихадизма, его убежищем и, наконец, его жертвой.
Тот факт, что Брюссель состоит из 19 коммун, в каждой из которых свой мэр и своя административная структура, превращает координацию борьбы с терроризмом в настоящий подвиг.
В Брюсселе действуют шесть разных подразделений полиции, а сама Бельгия - сложно устроенная и децентрализованная страна. Законодательство не поспевало за террористической угрозой.
Полиции потребовалось более четырех месяцев, чтобы задержать Салаха Абдеслама - одного из организаторов терактов в Париже. Спустя 48 часов после терактов полиция установила местонахождение Абдеслама, но его не арестовали, так как закон запрещал производить аресты в ночное время.
Только в декабре Бельгия объявила о новых мерах против джихадизма: срок содержания под стражей продлен до 72 часов, полицейские облавы разрешены в любое время, покупатели предоплатных СИМ-карт подлежат регистрации.
Бельгийские власти признают, что среагировали запоздало. По всей стране идет пропаганда радикального толка.
2015-й год был трудным, а 2016-й станет ужасным. Видно, что есть смертники, которых можно мобилизовать незамедлительно. Против этого ничего нельзя сделать.