Десятки тысяч человек протестуют, требуя восстановить демократическое правление. Основными лозунгами протестующих стали "Долой военный переворот" и "Правосудие для Мьянмы".
Мьянму после военного переворота охватили массовые протесты. Акции протеста начались в минувшие выходные и продолжаются до сих пор. В столице Нейпьидо полицейские применяют водометы, чтобы разогнать протестующих.
Десятки тысяч госслужащих объявили забастовку. На Западе, тем временем, стали раздаваться громкие призывы наказать Мьянму санкциями и международной изоляцией. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Отступление "мьянманской весны"
1 февраля мьянманские военные низложили гражданское правительство, которое работало с 2015 года и подтвердило свой мандат на выборах в ноябре. Все возвратилось на круги своя - после пяти лет неустойчивой демократии у руля страны вновь встала хорошо знакомая военная хунта.
Захват власти военными - резкая отмена частичного, но значительного прогресса, достигнутого Мьянмой в последние годы после 50 лет военного правления и международной изоляции, которые начались в 1962 году.
Последние годы в Мьянме проходили демократические реформы, а в 2015 году состоялись первые демократические выборы, хотя офицеры сохранили большинство в парламенте.
Отступление "мьянманской весны" означает, что теперь все страны континентальной Юго-Восточной Азии - Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам и Мьянма - находятся под авторитарной властью, как и лидер региона Китай.
В более фундаментальном смысле идеологический разворот в Мьянме стал напоминанием о том, что демократия вряд ли пустит корни там, где глубоко укоренились авторитарные лидеры и институты, отмечает Project Syndicate.
После захвата власти военные распространили заявление, объяснив свое вмешательство в политику фальсификациями на ноябрьских парламентских выборах в 2020 году.
На выборах в парламент созданная военными Партия солидарности развития Сюза получила 33 из 476 депутатских кресел - 82 процента отошли политической силе фактической главе Мьнмы Аун Сан Су Чжи (Национальная лига), благодаря чему она сформировала правительство еще на пять лет.
Аун Сан Су Чжи - лауреат Нобелевской премии мира, 15 лет она провела под домашним арестом. Она считалась символом демократических преобразований в стране. Однако в последнее время Чжи все чаще подвергали критике. Одним из поводов послужила ее сдержанность в вопросе нарушения прав мусульманского меньшинства страны.
Четвертый за 63 года военный переворот в Мьянме начался утром 1 февраля с задержания президента, главы правящей партии Аун Сан Су Чжи, а также многих других членов политического руководства.
Путчисты ввели в стране режим чрезвычайного положения на год и пообещали, что, после того как они "восстановят суверенитет" Мьянмы, состоятся выборы, а власть перейдет к новому гражданскому правительству. До тех пор руководить страной будет главнокомандующий Мин Аун Хлаин.
На прошлых выходных в стране началась массовые протесты с требованием восстановить демократическое правление.
Основными лозунгами протестующих стали "Долой военный переворот" и "Правосудие для Мьянмы". Агентство AP цитирует одного из демонстрантов, который заявил: "Мы никогда не хотели этой хунты, никто ее не хочет. Все люди готовы бороться против нее".
Другой протестующий заявил ВВС News, что "на улицах можно также увидеть много молодежи, которая не приемлет хунту, можно даже заметить подростков".
А в понедельник 8 февраля десятки тысяч учителей, медиков, юристов, банковских клерков и госслужащих не вышли на работу, а собрались в центре Нейпьидо и двух крупнейших городов страны, Янгона и Мандалая.
В тот же день был задержан экономический советник Аун Сан Су Чжи, гражданин Австралии Шон Тернелл. Он стал первым иностранцем, задержанным военной хунтой. Власти Австралии вызвали посла Мьянмы и выразили протест в этой связи.
На третий день протестов государственное телевидение впервые упомянуло о демонстрациях, заявив, что они угрожают стабильности страны.
"Демократия может быть разрушена, если нет дисциплины. Мы будем вынуждены принять меры законного характера, которые угрожают стабильности государства и общественной безопасности", - говорится в заявлении министерства информации, зачитанное по государственному телеканалу MRTV.
8 февраля полиция применила водометы в Нейпьидо. Как отмечает AP, демонстрации в столице особенно важны, поскольку в городе проживает большое количество государственных служащих с семьями и традиционно протесты в нем не проходят.
По сообщениям, несколько человек получили травмы из-за водометов. Были также небольшие стычки с правоохранителями, однако о серьезно пострадавших не сообщается.
Как отмечает корреспондент ВВС News с места событий, полиция явно не знает, как быть с протестующими, которые численно превосходят ее во много раз.
Как разрешить кризис в Мьянме
По мнению Ханса-Берндта Целльнера, автора исследования о парламентских выборах в Мьянме, военным было важно не столько оспорить победу правящей партии, сколько добиться тщательного расследования случаев возможных фальсификаций.
В глазах представителей вооруженных сил Мьянмы, реакция Национальной лиги на обвинения в манипуляциях не соответствовала их представлениям о "дисциплинированной демократии", как военные называют созданную ими в 2008 году политическую систему, рассказал ученый DW.
Таким образом, одной из причин военного переворота в Мьянме могла стать плохая коммуникация между двумя главными политическими лагерями страны - Аун Сан Су Чжи и военными.
Игнорирование критики могло задеть гордость военных, поскольку они считают себя блюстителями современной политической системы Мьянмы, считает Целльнер.
"В итоге военные в Мьянме не увидели для себя иного выхода, кроме как захватить власть и таким образом спасти свою репутацию", - соглашается польский политолог и специалист по Мьянме Михал Лубина.
Мьянма в настоящее время фактически оказалась в состоянии предгражданской войны, утверждает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
Он обратил внимание, что свои сторонники и противники есть как у старого правительства, так и у нового: демократическое правительство поддерживают в больших городах, а военных традиционно поддерживают регионы.
"У военных на сегодняшний день есть больше шансов удержать власть и подавить все протесты, потому что никакой другой силовой структуры нет. Но подавление, конечно, будет кровавым. Главное, что это надолго отбросит Мьянму из числа стран, которые идут по реформаторскому пути развития", - цитирует его Газета.Ru.
По его словам, гражданская война сейчас вполне реальна, и все зависит от того, какую программу политического и экономического развития Мьянмы могут предложить военные.
Президент США Джо Байден призвал военных Мьянмы немедленно отказаться от власти. Он также поручил изучить вопрос о повторном введении санкций, отмененных во время перехода страны к демократии.
"Международное сообщество должно объединиться, чтобы заставить бирманских военных немедленно отказаться от власти, которую они захватили", - сказал Байден, напомнив, что санкции были сняты благодаря прогрессу на пути к демократии.
По его словам, США "будут отстаивать демократию везде, где она подвергается нападкам".
Однако эксперты считают санкции плохой идеей, поскольку их бремя ляжет на плечи рядовых граждан, а не генералов.
Как отмечает Брахма Челлани, профессор стратегических исследований в Нью-Делийском Центре политических исследований и научный сотрудник Академии Роберта Босха в Берлине, при переходе Мьянмы к демократии Запад пренебрегал необходимостью выстраивать тесные отношения с главной силой, стоявшей за этим переходом - с армией.
"Напротив, в центре англо-американских подходов оказалась Аун Сан Су Чжи, которая стала важнее самого процесса демократизации. Такое пренебрежение продолжалось даже после того, как Су Чжи впала в немилость из-за событий с мусульманами-рохинджа в Мьянме", - пишет он на портале Project Syndicate.
Однобокий подход Запада в итоге способствовал нынешнему перевороту и сегодня Америка обладает малым влиянием на армию Мьянмы, отмечает Челлани.
По его мнению, новые санкции превратят Мьянму в китайского сателлита. Эксперт напоминает, что удушающие санкции, введенные по инициативе США с конца 1980-х годов, дали Китаю возможность стать главным торговым партнером и инвестором в Мьянме.
"Чтобы повлиять на траекторию развития Мьянмы, у Байдена почти нет иных вариантов, кроме как устранить слабое место в американской политике - отсутствие связей с националистически настроенной армией страны", - пишет профессор.
Не исключено, что с помощью этого переворота Китай может попытаться поторговаться с США, отмечает Азим Ибрагим, директор вашингтонского Центра глобальной политики.
"Америка могла бы признать экономические интересы Пекина в рамках его мега-проекта Один пояс, один путь в Мьянме в обмен на помощь Китая в принуждении Мьянмы гуманно разрешить кризис с племенем рохинджа и поспособствовать укреплению демократических сил в стране, которые в действительности весьма дружественны по отношению к Пекину", - считает он.
Это было бы оптимистичным исходом не только для Мьянмы, но и для перспектив американо-китайского сотрудничества, когда им можно будет найти подлинные общие интересы, считает эксперт.
Госсекретарь США Энтони Блинкен призвал Пекин "присоединиться к международному сообществу в осуждении" переворота в Мьянме. В Китае отвечают сдержанно: "необходимы коллективные действия международного сообщества по созданию хороших внешних условий для урегулирования ситуации".
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet