Россия и Беларусь использовали масштабные военные маневры для решениях разных задач. У кого получилось?
Россия и Беларусь завершили совместные военные учения Запад-2021, которые эксперты назвали самыми масштабными со времен холодной войны. Эти стратегические маневры вызвали беспокойство у стран НАТО и союзников, в том числе у Украины, которая назвала учения серьезной угрозой. Корреспондент.net собрал мнения экспертов.
Лукашенко не добился своих целей
Белорусский военный эксперт Егор Лебедок обращает внимание, что на полигонах в Беларуси проходила только малая часть учений - "не белорусско-российские маневры, а российские с незначительным участием белорусов".
Глава белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий объясняет, что Москва сделала все возможное, чтобы показать отличие между фазами учений на российской и белорусской территориях, чтобы дистанцироваться от Александра Лукашенко, который "безуспешно пытался втянуть Россию в конфронтацию с Западом на своей стороне".
Лукашенко использовал белорусско-российские учения для решения двух задач: показать геополитическую лояльность России и взамен добиться экономической поддержки, отмечает Сивицкий.
"Впервые за долгие годы Лукашенко не решил ни одной из этих задач. Они с Путиным вместе не присутствовали на учениях. Беларусь утрачивает статус эксклюзивного союзника России по обеспечению безопасности на западном направлении", - цитирует эксперта DW.
Белорусская фаза учений, отмечает Лебедок, похожа на то, что было четыре года назад: все штатно. Однако, отмечает эксперт, военно-политическая обстановка в регионе кардинально другая, чем во время Запада-2017.
Это связано с Украиной, о чем и сказал Лукашенко, говорит Лебедок. Он отмечает, что никто не ждет выдвижения украинских механизированных бригад или засылки диверсионно-разведывательных сил, но Минск уже не исключает нанесения авиаударов со стороны Украины - необязательно украинскими войсками.
"Это фактор, который берется в расчет в подготовке региональной группировки войск Беларуси и России", - заявил военный эксперт.
Военный обозреватель, полковник в отставке Михаил Ходаренок считает, что военного союза России и Беларуси по сути нет. Кроме заявлений за последние 27 лет практически ничего не произошло, говорит он, утверждая, что Лукашенко саботирует российские планы создания единого военного центра принятия решений.
Ходаренок отмечает, что говорить о едином оборонном пространстве и региональной группировке войск нельзя. Как и в политике, при создании любых военных блоков, союзов и группировок "основной вопрос - о власти", убежден Ходаренок. А Лукашенко совсем не похож на человека, готового "хотя бы на миллиметр уступить свои властные полномочия, тем более - как верховного главнокомандующего".
Егор Лебедок возражает - по его информации, на случай военных действий есть особо секретные планы применения региональной группировки войск, где четко расписано, кто кому подчиняется и отдает приказы. Но россияне, по его словам хотят прямого подчинения и в мирное время.
Эксперт находит военную интеграцию России и Беларуси и без этого уже более глубокой и мобильной, чем та, что в НАТО: "Тут только два участника, страны находятся рядом, давно сотрудничают, решения принимают значительно быстрее, чем в альянсе".
Сивицкий, в свою очередь считает, что Беларусь сохраняет автономию, чем Кремль недоволен и с 2015 года стремится поменять такое положение.
"Например, подчинить региональную группировку войск командующему Западным военным округом или разместить свои военные базы в Беларуси. Минск пока этому сопротивляется, несмотря на то, что Александр Лукашенко оказался в полной изоляции со стороны Запада", - говорит белорусский эксперт.
Идти на какие-то уступки Лукашенко, заключает Сивицкий, не собирается, ведь это приведет к подрыву его монополии на насилие внутри страны: "А это - один из столпов его власти".
Напугать США и Украину
Российский военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов считает, что главная цель завершившихся учений - по возможности "напугать американцев". По его оценке, Москва ради этого готова пойти на серьезные финансовые издержки.
"У жителей Кремля принцип такой: они скорее перейдут на карточную систему и заставят население страны голодать, но дать острастку американцам для них важнее. Вспомните, ведь в разные временя число участников учений достигало 300 тысяч и 400 тысяч", - цитирует Жданова Голос Америки.
Эксперт при этом отметил, что нынешние 200 тысяч - это разброс от Бреста до Владивостока. "Реально на полигоне были максимум по две дивизии с обеих сторон, как, кстати, и звучало изначально по легенде учений", - сказал Жданов.
В свою очередь независимый российский политолог, эксперт в области международной политики Юрий Федоров обратил внимание, что часть учений посвящена отработке скрытного развертывания войск.
"А это предполагает наступательные операции. Кроме того на этих учениях большое внимание уделялось воздушно-десантным войскам и штурмовым подразделениями. ВДВ предназначаются практически исключительно для наступательных операций", - сказал он.
Также политолог подчеркнул, что Беларусь отрядила на учения с Россией только 12,5 тысячи человек. Все остальные, отметил эксперт, тренируются на полигонах, расположенных рядом с украинской границей.
"Никакого отношения к Балтике и Беларуси это не имеет, а вот к действиям против Украины это имеет самое прямое отношение чисто географически", - сказал он.
Эти факторы наглядно показывают, что Запад-21 - далеко не оборонительные учения, утверждает Федоров.
"Да и российская пресса вполне открыто пишет, что учения проводятся в ответ учения НАТО в Европе. А вторая цель - деморализовать Украину, ее руководство и политические круги, которые очень болезненно относятся к самой перспективе того, что Россия может напасть. Эту угрозу в Киеве считают достаточно обоснованной", - подчеркнул эксперт.
Научный сотрудник Международного центра обороны и безопасности в Таллинне Калев Стойческу отмечает, что российская политика носит провокационный характер и направлена на усиление эскалации напряженности с другими странами.
"Это такая политическая линия, которая намеренно вызывает тревогу, страх и чувство неопределенности в соседних странах от Эстонии и до Румынии с Украиной. Можно вспомнить, как весной Россия развертывала войска на границе с Украиной и в Крыму. Потом многие российские венные вернулись обратно в свои части, но большая часть техники осталась на том же месте", - заявил он.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet