Русская служба Би-би-си,
20 марта 2012, 12:45
Фильм российского федерального телеканала НТВ "Анатомия протеста", посвященный оппозиционным митингам последних месяцев, вызвал волну возмущения.
Почему этот фильм, в котором говорилось о том, что на массовые митинги за честные выборы в Москве многие приходили "за деньги и печеньки", появился именно сейчас?
Вроде бы, время объективно работает на Владимира Путина. Выборы прошли. Митинговая активность постепенно сходит на нет в силу естественных причин: не могут люди каждую неделю в свои законные выходные ходить куда-то, как на службу, особенно, если немедленных результатов это не дает.
Кажется, было бы логично постараться спустить ситуацию на тормозах, игнорировать оппозицию, сделать вид, что ничего особенного в последние три месяца не произошло.
Искусственно раздувать затухающие страсти - зачем это нужно власти?
Головокружение от успехов или неуверенность?
Эксперты видят в неоднозначном "журналистском расследовании" признак нежелания Кремля идти на доброжелательный диалог с гражданским обществом и предупреждают о бесперспективности этой стратегии.
Политобозреватель Ирина Войцех уверена, что итоги выборов вызвали в Кремле головокружение от успехов и сформировали мнение, что игры в демократию пора кончать.
"Похоже, таким образом, завершается пресловутый "диалог власти и общества". Выборы закончены, митинговая активность пошла на спад - у власти больше нет никаких причин заигрывать с оппозицией. Трансляция сигнала о завершении диалога идет практически по всем каналам", - считает аналитик.
По мнению Войцех, использование именно НТВ для отправки "черных меток" политическим оппонентам стало для Кремля своего рода традицией, примером чего является антилужковский фильм "Дело в кепке".
Политолог Дмитрий Орешкин объясняет пропагандистскую агрессивность победителей их внутренней неуверенностью.
"Тактика "следствие закончено - забудьте" отвергается по двум причинам, - заявил эксперт Русской службе Би-би-си. - Во-первых, в массовом сознании четко отпечаталось, что выборы были нечестными. Власть это сознает и пытается, в меру своего разумения, как-то с этим бороться. Во-вторых, инерционный сценарий хорош, когда уровень жизни растет. Вероятно, власть сомневается, что цены на нефть будут неизменно высоки, и выстраивает дополнительную линию обороны, возрождая советский агитпроп".
Впрочем, некоторые наблюдатели полагают, что дело обстояло проще: фильм готовился к выборам, не был готов вовремя, и инициаторы его показа поступили по принципу "не пропадать же добру".
Есть и такое мнение, что власть при помощи медиа-скандалов стремится вызвать у людей аллергию на тему честности выборов и на политику вообще. Обе стороны поливают друг друга грязью, каждый волен верить, во что хочет, а нормальному человеку лучше во все это не вникать...
"Опровергнуть не получается, запретить тоже, остается загадить информационную поляну, - говорит Дмитрий Орешкин. - Есть человек, который говорит правду - поставим рядом десять человек, которые будут говорить обратное, но похожими словами. Логика такая: от нас слова правды не дождешься, но и оппозиция не лучше".
Плюрализм в одной голове
Когда около года назад наметились признаки частичного раскрепощения федеральных каналов, пионером выступила программа НТВ "Центральное телевидение". Одновременно на том же канале выходит большая часть "расследований", которые многие находят спорными, а то и клеветническими.
По словам журналистов НТВ, внутри его существуют две команды, которые практически не пересекаются и терпеть друг друга не могут. Сотрудников Дирекции правовых программ, подготовившей фильм "Анатомия протеста", коллеги в анонимных комментариях называют "информационными киллерами" и "мусором компании".
"Редакция правового вещания была создана еще во времена Гусинского. Они с самого начала были немного другими. Те же менты, только в штатском. С железной дисциплиной. С пацанскими отношениями внутри редакции. Когда НТВ взял под контроль "Газпром", все главные информационщики ушли. А "криминальщики" - наоборот, остались почти полным составом. Они всегда были настроены лояльнее к властям, чем новостники или сотрудники дирекции праймового вещания", - пояснил один из источников.
"Есть такой полусекретный отдел, тот самый, который когда-то фильмы про Ходорковского снимал. Этих ребят особенно никогда не видно и не слышно, как именно они работают, особенно никто не знает. Но общая схема довольно простая: подчиняется этот отдел напрямую генеральному директору. Им про что скажут, про то они делать и будут", - заявил другой.
Как сказал некогда поэт Наум Коржавин, плюрализм в одной голове называется шизофренией. Дмитрий Орешкин считает, что "раздвоение сознания" НТВ отражает ситуацию во властных верхах.
"Это закономерно, - говорит он. - В СССР, бывало, говорили, что система у нас однопартийная, но многоподъездная. Гришин и Романов были против всяких перемен, Горбачев и Лигачев - "за", потом Лигачев решил, что "процесс" зашел слишком далеко, а Ельцин хотел идти дальше Горбачева, и все принадлежали к одной номенклатуре. Сейчас медведевская команда смотрит на мир чуть-чуть иначе, чем путинская, хотя вынуждена ей подчиняться".
Орешкин уверен, что это устраивает руководство НТВ, поскольку "скандальный душок способствует росту рейтинга".
Эксперты отмечают, что НТВ, в отличие от "России" и Первого канала, формально является частным СМИ, и в данном качестве удобен власти как площадка для идеологических экспериментов любого толка.
Существуют ли "западные кураторы"?
Центральное место в фильме "Анатомия протеста" занимает тема связей российской оппозиции с Западом.
Такие разговоры идут уже много лет, особенно интенсивно в последние три месяца. Однако власти до сих пор не предъявила конкретных фактов, имен, сумм и номеров счетов. Официальные лица оперируют голословными утверждениями, в которых фигурируют безликая "оппозиция" и столь же безликое "забугорье".
"Не названо ни одной конкретной фамилии "представителя оппозиции", не приводится ни одного доказательства этих утверждений. Ни я лично, ни кто-либо из моих знакомых из числа участников протестных движений не координировал действия с иностранными организациями, никаких средств на организацию массовых акций от иностранных лиц не получал", - написал в заявлении в прокуратуру политик Борис Надеждин, вчинивший против создателей фильма иск о защите чести, достоинства и деловой репутации.
"Координация и анализ протестных движений - основная задача западных кураторов оппозиции", - говорится в закадровом комментарии к "Анатомии протеста".
По мнению наблюдателей, в данном случае происходит смешение и подмена понятий.
"Координируют" ли иностранные посольства деятельность российской оппозиции - не факт. Что касается "анализа" и контактов - дипломатические миссии существуют не для устройства приемов с шампанским, а для информирования своих правительств о политических процессах в странах пребывания. Дипломаты анализируют и будут анализировать деятельность и оппозиции, и властей, и встречаться с их представителями.
"Кураторство" невозможно доказать, потому что его нет, - говорит Дмитрий Орешкин. - Людям внушают, что если человек пошел в иностранное посольство, то, значит, за инструкциями, как развалить родину. Тому, кто хоть раз бывал в посольстве и знает, как они работают, это смешно. Внушают, что Запад спит и видит, как сменить власть в России, чтобы захватить ее природные богатства. А зачем "опрокидывать" российскую власть, если она только тем и занимается, что гонит за границу эти самые ресурсы за "необеспеченные зеленые бумажки"? Но создается выморочная реальность, и часть людей воспринимает ее, как аксиому".
Комментируя шум вокруг "Анатомии протеста", ведущий НТВ Сергей Минаев написал в Twitter: "А чего вы товарищи революционеры возмущаетесь по поводу Нтвешечки? Вы ведете информвойну с государством, оно с вами".
"Бесперспективная стратегия"
Десятки тысяч людей, участвовавших в оппозиционных митингах, отлично знают, что никаких "печенек" там не раздавали. Не говоря уж о том, что представителя среднего класса невозможно нанять ни за печенье, ни за тысячу рублей.
Зато образ содержит явный эмоциональный посыл к знаменитой сказке Аркадия Гайдара, в которой Мальчиш-Плохиш продавал "буржуинам" большевистскую правду "за бочку варенья и корзину печенья".
В одном из эпизодов фильма на экране появляется человек, который произносит по-немецки: "Я не понимаю". Закадровый голос при этом задается риторическим вопросом: "Что делают на митингах люди из посольства США?".
Неужели создатели "Анатомии протеста" не опасались, что их поймают на явных несоответствиях?
Российские аналитики ранее практически единодушно говорили о том, что Владимир Путин и его избирательный штаб в ходе кампании осознанно сделали определенный выбор. Они и не пытались привлечь на свою сторону средний класс, а откровенно и последовательно опирались на консервативные, "советские" слои населения.
"Анатомия протеста" продолжает эту тенденцию, считает Дмитрий Орешкин. Авторов не волновало, что подумают и скажут "офисные хомячки", которые не воспитывались на "Сказке про Мальчиша-Кибальчиша", зато способны на слух отличить английский язык от немецкого.
Дмитрий Орешкин уверен в бесперспективности этой стратегии.
"В 1930-е годы можно было рассказывать, что "враги народа" сыплют трудящимся в кашу толченое стекло, но уже при Брежневе такое не работало. Фильм рассчитан на слабо информированных людей, которые живут далеко от Москвы и не знают, как все на самом деле было. Он показывает менталитет тех, кто руководит Россией. Они думают, что, посмотрев это кино, Россия им поверит. Что ж, какая-то часть, возможно, и поверит. Но общество неуклонно набирается информации и учится критически мыслить, просто улитка едет медленно", - заявил он.
"Отказ от диалога с оппозицией не кажется дальновидным. Как минимум, он означает, что при любом ухудшении ситуации власть лишает себя поля для маневра", - считает Ирина Войцех.
Падение протестной активности еще не означает, что политический кризис позади, предупреждает президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.
"Проблемы российских властей будут гораздо более серьезными, чем просто митинги на Болотной", - предупреждает он.