UA
 

Корреспондент: Либерал Его Величества. 12 идей первого в истории России премьер-министра Сергея Витте

25 апреля 2012, 09:22
0
163
Корреспондент: Либерал Его Величества. 12 идей первого в истории России премьер-министра Сергея Витте
Фото: Наталия Кравчук/Корреспондент
Мемуары Сергея Витте хранились под чужим именем в банковском сейфе во Франции

Сергей Витте, первый в истории России премьер-министр, за считаные годы утроил мощь империи, провел денежную реформу, привлек рекордный поток иностранных инвестиций и заложил основу для сытой жизни крестьян. После своей смерти он оставил скандальные мемуары, за которыми охотился весь двор императора Николая II, - пишет Александр Пасховер в № 15 журнала Корреспондент от 20 апреля 2012 года.

Март 1915 года. В покоях российского императора переполох. Умер чиновник высочайшего ранга - Сергей Витте. Почти сразу же после похорон в дом к вдове Витте явился генерал-адъютант и потребовал от нее передать царю мемуары мужа. Матильда Витте сказала, что бесценные воспоминания супруга спрятаны за границей. Почти сразу же на семейной вилле в Биаррице (Франция) прошел обыск. Результат нулевой.

Скандальные мемуары первого в истории Российской империи премьер-министра хранились под чужим именем в банковском сейфе городка Байон (Франция). Николай II так никогда и не смог добраться до записок покойного графа.

В чем же притягательная сила труда Витте, наполовину немца, наполовину русского по происхождению? В нем граф представил критический взгляд человека на политическую и экономическую кухню России, а также свое видение того, как следует реформировать государственный аппарат и его экономическую политику, чтобы перейти от упадничества к процветанию. Главный рецепт - действовать быстро. В противном случае бюрократия испепелит любую мало-мальски здравую инициативу, способную потревожить ее сладкий сон.

Витте критиковал власть за консерватизм и казнокрадство, за разорительную русско-японскую войну и консервацию политической отсталости России, за шовинизм и антисемитизм.

Витте описал всю подноготную последних дней царского режима с его изъянами, тотальным грабежом, коррупцией и чиновничьим произволом. О государе он писал как о человеке неглубоком, слабовольном, “неспособном быть императором”. Еще больше от Витте досталось императрице. “С ее тупым эгоистическим характером и узким мировоззрением в чаду всей роскоши русского двора довольно естественно, что она впала всеми фибрами своего “я” в то, что я называю православным язычеством”, - написал граф.

Витте критиковал власть за консерватизм и казнокрадство, за разорительную русско-японскую войну и консервацию политической отсталости России, за шовинизм и антисемитизм. Почему же вся королевская рать столько лет терпела Витте? Ведь он и при жизни не держал в себе своих критических замечаний в адрес как двора Его Величества, так и царских сановников. Ответ на поверхности. Современная Россия, а вместе с ней частично и Украина, не могли бы состояться без Витте. Во всяком случае тогда еще Российская империя выглядела без графа значительно слабее и ущербнее.

Витте, будучи также министром путей сообщения, опутал огромную страну десятками тысяч километров железнодорожных путей, что позволило России ускорить все деловые процессы быстрорастущей экономики. Служа министром финансов, он провел денежную реформу, которая ввела свободный обмен рубля на золото. В результате российская валюта стала самой стабильной в мире, в страну хлынули иностранные инвестиции. Витте основал винную госмонополию, что в итоге дало казне до 28 % годового дохода. Он ограничил ввоз иностранных товаров высокими таможенными пошлинами и вместе с тем поддержал экспорт налоговыми льготами и премиями.

Витте, будучи также министром путей сообщения, опутал огромную страну десятками тысяч километров железнодорожных путей, что позволило России ускорить все деловые процессы быстрорастущей экономики.

Проложил Транссибирскую магистраль, тем самым открыл для России быстроразвивающиеся азиатские рынки. Замыслил переселение безземельных крестьян в Сибирь, что позднее реализовал премьер-министр Петр Столыпин. Витте основал коммерческие и технические университеты. Один из них - гордость отечественного образования Киевский политехнический институт (КПИ). Когда гиперактивный Витте умер, слабый и безвольный Николай II не вздрогнул и не прослезился. Царя интересовало лишь одно - мемуары гениального, но строптивого графа.

“У нас в России уже давно нет пророка в своем отечестве, все, что ни делается, хотя, может быть, и хорошего, принимается или озлобленно, или критически, или равнодушно" - о том, что чрезмерное критиканство удерживало Российскую империю (куда входила и Украина) от политического, социального и экономического развития.

“Россия находится с Америкой со времен освободительной войны Североамериканских Штатов в самых прекрасных отношениях, и России нет повода вдруг изменить свои отношения к Америке. Европа в среде других стран представляет собою дряхлеющую старуху, и если так будет продолжаться, то через несколько столетий Европа будет совершенно ослаблена и потеряет первенствующее значение в мировом концерте. А заморские страны будут приобретать все большую и большую силу, и через несколько столетий жители нашей земной планеты будут рассуждать о величии Европы так, как мы теперь рассуждаем о величии Римской империи, о величии Греции, о величии некоторых малоазиатских стран и о величии Карфагена" - разобщенность европейских лидеров и укрепление политической оси США - Великобритания давали Витте основания считать, что мировое господство заокеанской страны лишь дело времени, а значит, партнерские отношения с этими государствами должны стать одним из экономических приоритетов России.

“Наше правительство никогда не привлекало иностранцев участвовать в финансировании российской промышленности, оно им лишь дозволяло это делать" - Россия долгое время пренебрегала” возможностью привлечь иностранный капитал для модернизации своей отсталой промышленности. Инициатива почти всегда исходила от зарубежных инвесторов.

“Великая Российская империя в течение тысячелетнего своего существования образовалась тем, что славянские племена, жившие в России, постепенно поглощали силою оружия и всякими другими путями целую массу других народностей, и таким образом явилась Российская империя, которая представляет собой конгломерат различных народностей, а потому, в сущности говоря, России нет, а есть Российская империя. Ну а после того как мы поглотили целую массу чуждых нам племен и захватили их земли, теперь в думе явилась полукомическая национальная партия, которая объявляет, что, мол, Россия должна быть для русских, т. е. для тех, которые исповедуют православную религию, фамилия которых кончается на “ов”- о том, что русский шовинизм лишен исторической логики.

“Общий закон таков, что народ требует экономических и социальных реформ. Когда правительство систематически в этом отказывает, то он приходит к убеждению, что его желания не могут быть удовлетворены данным режимом, тогда в народе экономические и социальные требования откладываются и назревают политические требования как средство для получения экономических и социальных преобразований. Если затем правительство мудро не регулирует это течение, а тем паче если начинает творить безумие, то разражается революция. Если революцию тушат, но затем продолжают играть направо и налево, то водворяется анархия” - закон разрушения государственности, выведенный Витте.

“Без религии же масса обращается в зверей, но зверей худшего типа, ибо звери эти обладают большими умами, нежели четвероногие. У нас церковь обратилась в мертвое бюрократическое учреждение, церковные служения в службы не Богу, а земным богам, всякое православие в православное язычество. Вот в чем заключается главная опасность для России. Мы постепенно становимся меньше христианами, нежели адепты всех других христианских религий. Мы делаемся постепенно менее всех верующими”- о фарисеях Русской православной церкви как главной угрозе развращения и развала государства.

“Кто создал Российскую империю, обратив московское полуазиатское царство в самую влиятельную, наиболее доминирующую, великую европейскую державу? Только сила штыка армии. Не перед нашей же культурой, не перед нашей бюрократической церковью, не перед нашим богатством и благосостоянием преклонялся свет. Он преклонялся перед нашей силой, а когда увидели, что мы совсем не так сильны, как думали, то сразу картина изменилась, внутренние и внешние враги подняли головы, а безразличные начали на нас не обращать внимания” - о неустойчивости государства, ведущего свою дипломатию исключительно языком силы.

“Меня очень удивляли некоторые своеобразные черты американской жизни. Так, например, большинство служителей в гостиницах и ресторанах, т. е. лица, подающие кушанья и убирающие столы, были не что иное, как студенты высших учебных заведений и университетов, которые этим путем зарабатывают себе средства, так как летом служителям в ресторанах платят сравнительно очень большое содержание, доходящее до $ 100, т. е. около 200 руб. в месяц на всем готовом. <…>. По нашим нравам ничего подобного в России быть не может, несмотря на то что наши бедные студенты голодают, живя иногда на 10-20 руб. в месяц, они, тем не менее, были бы шокированы, если бы им предложили служить за столом в виде лакея, даже в самых лучших ресторанах” - в 1905 году Витте посетил США, где обратил внимание на мелкие, но очень существенные различия двух великих миров.

“Каждый человек по природе своей ищет лучшего. Это отличает человека от животного. На этом качестве человека основывается развитие благосостояния и благоустройства общества и государства. Но для того, чтобы в человеке развился сказанный импульс, необходимо поставить его в соответствующую обстановку. У раба этот инстинкт гаснет. Раб, сознавая, что улучшение его и бытия его ближних неосуществимо, каменеет. Свободa воскрешает в нем человека. Но недостаточно освободить его от рабовладетеля, необходимо еще освободить его от рабства произвола, дать ему законность, а, следовательно, и сознание законности, и просветить его. Все cиe не сделано или почти не сделано. Крестьянин находится в рабстве произвола” - о необходимости на законодательном уровне превратить селянина в собственника, в фермера со всеми гражданскими и имущественными правами.

“Конечно, в каждом явлении на этом свете есть хорошие и дурные стороны, начиная от процесса самой жизни человека; точно так же и в свободе печати есть дурные и хорошие стороны. В результате хорошие стороны свободы печати значительно превышают дурные. Правовой порядок не может существовать без свободы слова, и свободная печать при всех ее злоупотреблениях служит одною из могущественных гарантий законности и ограничения всяких злоупотреблений” - свобода слова это не каприз капитализма, а единственная возможность контролировать власть. В противном случае эта самая власть становится неограниченной и преступной, считал Витте.

“У нас же народ так же трудится, как и пьет. Он мало пьет, но больше, чем другие народы, напивается. Он мало работает, но иногда надрывается работою” - о низкой производительности труда.

“Для того чтобы народ не голодал, чтобы его труд сделался производительным, нужно ему дать возможность трудиться, нужно его освободить от попечительных пут, нужно ему дать общие гражданские права, нужно его подчинить общим нормам, нужно его сделать полным и личным обладателем своего труда, одним словом, его нужно сделать с точки зрения гражданского права персоною. Человек не разовьет свой труд, если он не имеет сознания, что плоды его труда - его и собственность его наследников” - один из механизмов повышения производительности труда, до сих пор в полной мере не запущенный ни в Украине, ни в России.  

Сергей Витте в датах.

Сергей Витте родился в 1849 году в Тифлисе (Грузия). В 1886-м, по окончании Новороссийского университета, служил управляющим Юго-Западной железной дороги. В 1892-м граф возглавил министерство путей сообщения, в этом же году император Александр III назначил Витте министром финансов. В течение следующих 11 лет глава ведомства сумел реформировать денежную систему Российской империи, превратив рубль в самую устойчивую валюту планеты, а также более чем вдвое увеличил госбюджет. Несмотря на натянутые отношения с новым государем, Николаем II, в 1905 году Витте был назначен премьер-министром России. Под его руководством был составлен императорский Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы и провозгласивший созыв законодательной госдумы. Свои последние годы Витте прожил в глубокой опале. Граф умер в Санкт-Петербурге 28 февраля (по новому стилю 13 марта) 1915 года. Его похороны прошли в необычайно скромной обстановке, без особых почестей и императорских соболезнований.  

***

Этот материал опубликован в №15 журнала Корреспондент от 20 апреля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Россияисторияжурнал КорреспондентидеиСергей Витте
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии