Русская служба Би-би-си,
31 июля 2012, 06:41
Обзор материалов российских газет за 31 июля 2012 года.
В обзоре российских газет:
Главной темой центральной российской прессы стало дело Pussy Riot, рассмотрение которого началось в Хамовническом суде Москвы. Их обвиняют в хулиганстве за то, что они в феврале 2012 года в храме Христа Спасителя исполнили песню "Богородица, Путина прогони".
Газета "Коммерсант" пишет, что дело Pussy Riot вызвало большой общественный резонанс и послужило поводом для дискуссии о взаимоотношениях церкви, государства и общества. О важности этого уголовного дела, по мнению "Коммерсанта", свидетельствует и то, что его прокомментировал премьер Дмитрий Медведев. До этого он комментировал только процесс Михаила Ходорковского и активистки "Другой России" Таисии Осиповой.
Издания, которые пишут на эту тему, приводят комментарии сторон о том, как повлияет дело Pussy Riot на взаимоотношения церкви, общества и власти. Например, по мнению протодиакона Андрея Кураева, которое приводит "Коммерсант", суд по делу Pussy Riot поставил церковь в двойственное положение.
"Увы, вышло так, что значительная часть граждан считает, что феминистки находятся в СИЗО по инициативе церкви. Каким бы ни был приговор, он будет печальным для взаимоотношений церкви и общества, - считает священнослужитель. - Если осудят, то все обвинят церковь в кровожадности, а если оправдают, то все скажут, что суд гуманнее церкви". Он говорит, что девушек нужно отпустить с миром, а затем начинать общественную дискуссию о прорехах в законодательстве.
Ссылаясь на мнение людей, близких к руководству РПЦ, газета пишет, что акция Pussy Riot была инспирирована для дискредитации РПЦ. "Мы не располагаем достоверными сведениями, но в целом это, безусловно, выглядит как скоординированная и управляемая единым центром кампания", - заявил "Коммерсанту" первый заместитель исполнительного директора Фонда храма Христа Спасителя Сергей Семененко.
"Независимая газета" приводит мнение адвоката одной из обвиняемых - Надежды Толоконниковой - Марка Фейгина, который назвал суд над Pussy Riot "самоликвидацией правосудия". "Судя по тому, как начался процесс, решение уже принято. Я не сомневаюсь, что суд признает девушек виновными и назначит им наказание", - считает он.
"Это дело политическое, и суд выполняет политический заказ, – говорит на страницах "Независимой" глава Московской общественной наблюдательной комиссии правозащитник Валерий Борщев. – Но это губительно для самого правосудия".
По мнению эксперта, правоохранители и судьи сами загнали в себя в ловушку: "Они хотели проявить жесткость и наказать девушек по максимуму, но то, что мы сейчас видим, – это просто цинизм, неуважение к закону, праву, мнению общественности. Состава преступления в действиях девушек нет. Это понимают все участники процесса. Поэтому обвинение и пытается поставить максимум препон для сбора и передачи информации".
"Политика запугивания оппозиции продолжится", - считает "Независимая газета". Фактами такого запугивание издания считает предъявление новых обвинений блогеру Алексею Навальному, суд над Pussy Riot, аресты участников митинга на Болотной площади.
Так, по данным издания, круг российских политэмигрантов продолжает расти. Политического убежища в Испании попросил оппозиционер Алексей Киселев. Он подчеркнул, что ему удалось уехать из России в последний момент перед арестом.
Он подчеркивает, что лишь убедился в правильности своих действий после ареста юриста комитета "За гражданские права" Николая Кавказского. "Я думаю, они сейчас набирают наобум, лишь бы набрать необходимое количество жертв на алтарь "путинской стабильности", - считает оппозиционер. - Им нужно запугать активистов всех политических и гражданских прослоек".
Как отмечает "НГ", ситуация с преследованиями оппозиционеров нашла отражение и в июльском опросе социологов Левада-Центра, проведенном по заказу издания. По данным опроса, больше трети россиян (37%) убеждены: политика власти, направленная на ужесточение законодательства, преследования и попытки запугивания несогласных, будет проводиться и дальше. Каждый пятый респондент (22%) ожидает, что репрессивные меры будут усиливаться. Оптимисты остались в меньшинстве – только 17% граждан верят в то, что нынешние действия власти не будут иметь продолжения. И лишь 4% россиян полагают, что запугивания "нет и не будет".
"Показательный процесс над Pussy Riot, ужесточение законодательства, задержания все новых участников акции протеста 6 мая создают у населения впечатление, что если власть и демонстрировала в январе–феврале 2012 года готовность к диалогу с гражданским обществом, то это осталось в прошлом, – пояснил в разговоре с "НГ" замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин. – Теперь в борьбе с несогласными она будет придерживаться жесткого курса".
Эксперт заметил, что такая стратегия руководства страны устраивает электорат Владимира Путина: "Эти люди очень хорошо представляли, за кого голосуют".
"И предъявление обвинения Алексею Навальному, которое ожидается сегодня, и реакция власти на "панк-молебен" в храме, и аресты участников демонстраций на Болотной площади, и обыски и взломы компьютеров у лидеров оппозиции, и целый ряд законов, принятых недавно Госдумой, означают начало последовательного курса на политические репрессии в России", - считает газета "Ведомости".
Однако издание считает, что даже если репрессии и помогут снизить протест в краткосрочном периоде, режим на этом не остановится. "Как показывает история России, очень часто эти репрессии обращаются и против тех, кто их начинал, - пишут "Ведомости". - Опыт Латинской Америки показывает, что силовики, начавшие репрессии, под предлогом защиты режима зачастую сами приходят к власти. А те, кто разрешил и начал массовые репрессии, вряд ли смогут мечтать о беспечной пенсии на собственной яхте, если к власти придут их оппоненты, прошедшие тюрьмы и пытки".
"Независимая газета" комментирует интервью российского премьера Дмитрия Медведева, которое тот дал британской газете Times. По мнению председателя правления Центра политических технологий Бориса Макаренко, "Медведев не нашел лучшего способа заявить, что он считает себя крупной политической фигурой". По поводу заявления Медведева на счет его возможного президентства он говорит, что на пять с половиной лет смотреть нельзя.
Президент фонда "Эффективная политика" Глеб Павловский тоже не считает, что заявления о будущем президентстве – фальстарт. Он полагает, что "это некое обольщение, но оно само по себе является показателем состояния умов в этом кругу, их раскоммуницированность с реальным ходом вещей".
По мнению Павловского, реальная картина демонстрирует огромный разрыв статусов президента и премьера, не сопоставимый с тем, что был в период 2008–2011 годов.
По мнению члена научного совета Фонда Карнеги Николай Петрова, главная задача для Медведева сегодня – это показывать всем, что он реально действующий политик.
"Его вес как актива для Путина и всей политической системы зависит от того, насколько серьезно его воспринимают в этом качестве, - говорит эксперт. – Если он воспринимается как человек, у которого нет абсолютно никакого политического будущего, каковым он, на мой взгляд, и является, то нельзя будет использовать и его самого, и то, что он говорит, для компенсации потерь в имидже страны после возвращения Путина к власти".
Петров уверен, что именно реформаторская риторика Медведева заставляет сегодня Путина закручивать гайки.
"Я думаю, что это объективно получилось, никакого предварительного плана не было. Но факты таковы, что гайки закручиваются существенно больше того, как их ослабили при Медведеве", - считает эксперт.
Это случилось потому, полагает эксперт, что Путин не предполагал, что при Медведеве будет что-то реально меняться. И в этом смысле, по мнению Петрова, Путин сейчас столкнулся с неожиданной проблемой политического наследия Медведева. Главным следствием которого стали уличные протесты – и те, которые были, и которые еще скорее всего будут.
"Конструкция "властного тандема" привела к размножению чиновников, - пишет на передовице свежего номера газета "Ведомости". - Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву на новых должностях понадобилось больше подчиненных".
Как пишет издание, после того как Владимир Путин и Дмитрий Медведев сменили друг друга на государственных должностях, штатная численность правительственных структур и администрации президента вырастет на 916 человек. По данным Росстата, сейчас на федеральном уровне работает 35700 человек. Причем начиная с 2000 г. (когда Путин впервые стал президентом) их количество выросло к 2012 г. на 60%.
По мнению политолога Дмитрия Орешкина, распухание аппарата было предопределено: Путин и Медведев, поменявшись местами, не поменялись аппаратами, а каждый потащил свой за собой, старые члены команды стали начальниками, им нужны подчиненные, плюс пришли новые люди. На их содержание должны быть выделены дополнительные деньги – более 140 миллиардов рублей.
Руководитель центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская видит в выделении дополнительных средств на бюрократию попытку власти остановить фрагментацию элиты, начавшуюся во время президентства Медведева.
"В России традиционно лояльность покупается, - комментирует эксперт. - Если есть какие-то группы, которые представляют угрозу стабильности, их, как правило, начинают подкармливать".
"Число людей, которые кормятся из бюджета, растет пугающими темпами", - пишут "Ведомости" в редакционном комментарии на эту же тему.
В подтверждение издание пишет, что госаппарат в СССР (в который кроме России входило еще 14 республик) в 1982 г. считался по тем временам огромным - 2,5 млн человек. Сейчас, по данным Росстата, численность госаппарата России - свыше 1,6 млн человек. А по экспертным оценкам, если сложить всех депутатов - федеральных, региональных и местных, - министерства и ведомства и их региональные подразделения, администрации всех регионов и муниципалитетов, сотрудников многочисленных контролирующих ведомств, социальных фондов и все их раздутые аппараты, в общей сложности получится около 6 млн человек.
Причем, как отмечает газета, в результате административной реформы, начавшейся 10 лет назад штат госслужащих не только не сократился, но и значительно вырос. Никак не сказалось на эффективности работы чиновников и постоянное увеличение их денежного содержание, которое намного выше, чем средняя заработная плата по стране.
"Главным результатом реформы стал постоянный рост зарплат чиновников, их количества и длинная очередь желающих работать на госслужбе", - пишут "Ведомости".
Источник: Русская служба Би-би-си