Русская служба Би-би-си,
18 сентября 2012, 06:42
Обзор материалов российских газет за 18 сентября 2012 года.
В обзоре российских газет:
Остаться в СИЗО?
Осужденные за хулиганство участницы Pussy Riot опасаются расправы в случае, если из московского СИЗО их переведут в колонию общего режима, пишет в свежем номере "Независимая газета". Сейчас фигурантки дела о панк-молебне Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина находятся в московском СИЗО № 6, где они и попросили оставить их отбывать наказание в случае, если Мосгорсуд 1 октября утвердит законность приговора.
Источники в Федеральной службе исполнения наказаний заявили журналистам, что рассмотрят ходатайство девушек только после вступления приговора в силу. Газета пишет, что обращение участниц группы связано с двумя причинами – опасениями за свою судьбу в колонии и тем фактом, что в СИЗО легче получить условно-досрочное освобождение (УДО).
"В какой-то мере получить УДО в СИЗО действительно легче, чем в колонии, – говорит в комментарии адвокат Вадим Прохоров. – К тому же это будет решать московский суд. Понятно, что журналисты приедут и на зону, однако там публичного интереса будет меньше".
Издание не исключает, что если кассация не будет удовлетворена, одна из девушек, возможно, Надежда Толоконникова, будет отбывать наказание в Можайской женской колонии общего режима.
Правозащитник Эдуард Рудык в комментарии "НГ" исключил возможность попадания трех участниц панк-группы в одну и ту же колонию, заявив, что они будут отбывать наказание в разных регионах России. По словам Рудыка, осужденных москвичек часто отправляют в Мордовию: "Многие очень боятся колонии. Сейчас, впрочем, там условия более-менее".
Несмотря на то, что за судьбой панк-группы следит российская и мировая общественность, в колонии они вряд ли окажутся в безопасности, предупреждает Рудык. "Администрация может натравить на них других заключенных, это не составит никакого труда", - говорит он.
Правозащитник отмечает, что есть и чисто санитарные проблемы: "В колониях изначально велика вероятность заразиться туберкулезом. Бушует эпидемия ВИЧ, гепатита С, а также чесотки и педикулеза".
Войско "в походе"
"Независимая" добавляет, что в день рассмотрения кассационной жалобы – 1 октября в мире пройдет всемирная акция солидарности с арестованными участницами панк-группы Pussy Riot.
Тем временем "Новые Известия" пишут, что чувства верующих хотят защитить тюремным наказанием: комитет Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям разрабатывает законопроект об ответственности за оскорбление чувств верующих. Поводом для этого в немалой степени послужила и акция группы Pussy Riot.
Газета пишет, что новая законодательная инициатива уже нашла поддержку среди юристов и в Общественной палате, но высказывает сомнения в том, что этот законопроект хоть как-то снизит напряженность в обществе.
В частности, правозащитник Александр Брод полагает, что необходимо провести общественные слушания по этому вопросу. "После акции Pussy Riot и череды актов вандализма религиозные лидеры хотят снизить напряженность и оградиться от кощунства путем законодательства. Однако низкий уровень правовой культуры в обществе вызывает сомнение в том, что этот проект закона повлечет снижение напряженности", - говорит он.
"Независимая газета" рассказывает о росте напряженности на национальной почве на юге России. В Ростовской области казачьи организации готовы выселять приезжих выходцев с Кавказа, которые конфликтуют с местным населением. Казачье Донское войско на чрезвычайном съезде атаманов объявило себя "в походе".
Поводом послужила массовая драка в Ремонтненском районе на минувшей неделе из-за конфликта русской девушки и юноши дагестанца.
"На совете атаманов принято решение объявить войско "в походе", о чем доведено до всех казаков, – цитирует "НГ" атамана международной общественной организации "Всевеликое войско Донское" Николая Козицына. – Мы решительно настроены выступить на защиту наших братьев-славян. Для поддержания порядка созданы казачьи дружины, которые будут патрулировать улицы станиц".
По словам Николая Козицына, пока казаки вынуждены прислушаться к просьбе властей и не вмешиваться в ситуацию. "Но если беспорядок со стороны "пришлых" продолжится и дальше, мы не будем стоять в стороне, – говорит атаман. – Мы отправим на историческую родину тех, кто не желает жить по законам Донского края".
Казаки утверждают, что представители Северного Кавказа, перебравшиеся в восточные районы Ростовской области, в последнее время начали себя вести развязано: провоцировать русских парней, приставать к девушкам-славянкам, воровать скот. "Мы не против того, чтобы мигранты с Северного Кавказа жили рядом с нами, но пусть они ведут себя так же благочинно, как и у себя на родине. Если не будут жить по нашим нормам, будем с этим бороться" – говорит Козицын.
Местные жители возмущены, что приезжие не соблюдают принятых на Дону правил соседства, объясняет "Независимая". Однако у регулярных ссор есть и экономическая подоплека. Как и в соседнем Ставропольском крае, в Ростовской области предприниматели из северокавказских республик покупают земли для выпаса скота и берут их в аренду у местных жителей. Конфликты возникают из-за невыплаты арендной платы, из-за выпаса скота на чужих землях или самозахвата приезжими участков.
Депутат Государственной Думы Николай Коломейцев также считает, что конфликт вызван скупкой земель Ремонтненского района приезжими бизнесменами некоренных национальностей.
"На Дону казачество занимает жесткую позицию по отношению к приезжим, – говорит на страницах "НГ" ростовский политолог Василий Петров. – Были случаи, когда казаки выселяли подозреваемых в насилии или преступлениях, так было с семьями и чеченцев, и турок-месхетинцев. Не исключено, что и в этот раз казаки могут сказать свое слово".
"Региональные власти обычно лояльны к казакам и не вмешиваются в их решения, а федеральный центр хочет одного – чтобы в регионе было спокойно, – комментирует ситуацию заместитель генерального директора независимого фонда "Центр политических технологий" Алексей Макаркин. – Поэтому федеральный центр, скорее всего, примет какие-то паллиативные решения в надежде, что в ближайшем будущем ситуация нормализуется и о конфликте подзабудут".
Традиционно же, отмечает политолог, власти встают на сторону тех, кто считается коренными жителями. Макаркин уверен, что сейчас ввести какие-то суровые меры по ограничению миграции с Кавказа невозможно и потому, что тем самым регион обособляется. Такие меры будут усиливать там сепаратистские настроения.
"Возникает патовая ситуация: сохранить свободную миграцию – значит вызвать недовольство со стороны казаков. Ограничить миграцию – значит усилить недовольство центром на Северном Кавказе", - считает Алексей Макаркин.
Нахамил - ответь
"Российская газета" пишет о том, что в России растет количество наказаний за SMS-оскорбления.
Больше возможностей наказывать за оскорбительную записку по мобильному телефону появилась после того, как из Уголовного кодекса вычеркнули статью "Оскорбление". Теперь к ответу за грубость привлекают в административном порядке. А это и проще, и быстрее, отмечает издание.
Как рассказал председатель Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, на слова которого ссылается "РГ", в планах - законопроект, увеличивающий в десять раз санкции за оскорбление: до 50 тысяч рублей. Сейчас наказание подобного рода в среднем составляет одну тысячу.
"Немного? Возможно, - рассуждает "РГ". - Но раньше хамить по телефону можно было абсолютно бесплатно. При уголовном разбирательстве пришлось бы доказывать, что в момент отправки эсэмэски телефон был в руках хозяина, возникала масса вопросов, вытекающих из презумпции невиновности".
При этом, отмечает газета, человек, обвинявший кого-то в оскорблении по Уголовному кодексу, шел на некоторый финансовый риск. Оскорбление было так называемым делом частного обвинения, заявление можно было подать непосредственно мировому судье. Но тогда и бремя доказывания ложилось на плечи заявителя. В случае осечки, то есть оправдательного приговора, с оскорбленного человека могли взыскать судебные расходы обвиняемого и даже моральный ущерб. Получалось: не уверен - не заявляй.
Большинство обвинений по уголовной статье "Оскорбление" чаще заканчивались ничем. "Если же пройдут предложения с повышением штрафов, каждому из нас придется следить за словами", - предупреждает "Российская газета".
"Иногда мат у нас используют для связки слов, - рассказывает "РГ" один из правоведов. - И в уголовном процессе надо было доказать, что мат был направлен именно в адрес пострадавшего. При административном разбирательстве такими сложными вопросами уже не задаются. Дела могут рассматриваться как на конвейере".
Обзор подготовил Олег Савин, Служа мониторинга Би-би-си
Источник: Русская служба Би-би-си