UA
 

Известия: СНГ предпринимает новую попытку самореформироваться

Известия,  16 сентября 2004, 19:33
0
5

"Хотя в рамках СНГ проводится конкретная работа по объединению усилий в борьбе с терроризмом, но, "как показали последние события", этого оказалось недостаточно, говорится в заявлении Совета глав государств СНГ, заседавшего в четверг в Астане", - пишут Екатерина Григорьева и Юрий Политов, журналисты российских "Известий".

Лидеры СНГ призвали максимально ускорить подготовку Концепции сотрудничества государств Содружества в борьбе с терроризмом. "Мы считаем, что у всех должно быть не только одно понятие терроризма, но чтобы мы при этом, и по сути, говорили об одних и тех же вещах", - заявил по завершении заседания президент Путин.

Тема борьбы с терроризмом стала на заседании главной.

Главы государств одобрили несколько документов, придающих этой борьбе конкретные практические измерения, - Концепцию сотрудничества противодействию незаконной миграции, Межгосударственную программу совместных мер по борьбе с преступностью на 2005-2007 годы, Программу сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. О необходимости урегулирования "замороженных конфликтов" - потенциальных очагов дестабилизации обстановки на территории Содружества - упомянул украинский лидер Леонид Кучма. А президенты Киргизии Аскар Акаев и Узбекистана Ислам Каримов заявили, что поддерживают тезис о необходимости уничтожать террористов на их базах. Каримов предложил создать в рамках СНГ список организаций и лиц, которые, по мнению стран Содружества, являются террористическими организациями и террористами.

Зашла речь и о реформировании СНГ - на саммите прозвучали предложения о реорганизации одних органов (исполком), упразднении других (экономический суд, комиссия по экономическим вопросам) и создании третьих (Совет безопасности Содружества). Эти предложения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не получили единодушной поддержки членов Совета.

Разногласия между лидерами проявились и на итоговой пресс-конференции, где грузинский президент Михаил Саакашвили призвал не поддерживать контакты, в том числе и экономические, с непризнанной Абхазией, а Владимир Путин возразил ему, что "экономическая блокада, а тем более военное давление, не приводят к решению проблем. Это не та дорога, которая ведет к храму". Российский президент был избран в четверг председателем Совета глав государств СНГ.

"В условиях глобализации никто не собирается жить в одиночку, за закрытыми дверями", - заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, подводя итог прошедшего в среду саммита глав государств единого экономического пространства (ЕЭП). Перспективы президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины рисовали радужные: зона свободной торговли, упрощение пересечения внутренних границ и даже совместная ракетно-космическая корпорация. Но, как выяснилось, некоторые двери все равно открываются со скрипом.

Сохранность ЕЭП должен обеспечить перечень из 29 документов, которые, как подтвердили президенты, должны быть приняты в первую очередь. В перечень входит ряд мер по таможенному регулированию, обещание перехода на единые условия грузового транзита, облегчение процедуры пересечения внутренних границ гражданами ЕЭП. До 15 декабря этого года документы должны быть подготовлены, к 1 июля 2005 года президенты планируют их согласовать и подписать. "Да нужно засадить экспертов в Ялте и не выпускать, пока они все документы не напишут", - воодушевленно предлагал коллегам Леонид Кучма (он последний раз участвует в подобных мероприятиях в качестве президента). Но у экспертов особых разногласий как раз нет. Они прекрасно знают список тем, которые по политическим соображениям лучше не поднимать, - даже если экономисты договорятся, президенты все равно не подпишут.

Впрочем, в политкорректности случаются срывы: по данным "Известий", Белоруссия пыталась включить в какой-либо итоговый документ саммита обещание не поднимать тарифы на экспортируемые энергоресурсы. Мотивы понятны: поставки газа по-прежнему являются самым серьезным рычагом российского влияния на белорусскую политику. Отказываться от него никто не собирается. Но и устраивать скандал в виде неполного согласия президентов единого пространства не хотелось. Компромисс нашли: обещание не поднимать цены на экспортируемые товары есть, но только в том смысле, что они не поднимутся в результате перехода на взимание НДС по стране назначения. И если между Москвой и Киевом вопрос о таком переходе решен полностью (что для российского бюджета означает потерю примерно $600 млн при экспорте энергоносителей), то с Белоруссией - еще нет. Хотя в среду в Астане главы государств ЕЭП пообещали до конца года и этот вопрос урегулировать, но уже в четырехстороннем порядке. Предполагаемые общие потери российского бюджета - $800 млн (оставшиеся 200 как раз приходятся на Белоруссию). Но, как еще раз подчеркнул Путин, Москва идет на эту жертву совершенно сознательно.

Лукашенко героем саммита "четверки" не стал, но порой был близок к этому. Во-первых, потому, что ему довольно неожиданно протянул руку поддержки Путин: говоря как раз об НДС, он вдруг напомнил о существовании союзного государства между Россией и Белоруссией (в последнее время московские официальные лица говорить о нем не любят, считая идею фактически похороненной). "Казалось бы, странно: какая может быть страна назначения в объединенном государстве?" - произнес Путин. Некоторое ущемление двухсторонних отношений с Белоруссией при строительстве ЕЭП неизбежно, следовало из его слов, но это вовсе не отменяет статуса Минска как особого и близкого партнера.

Во-вторых, Лукашенко активнее всех нажимал на тему вступления в ВТО. Согласовывать свои позиции на переговорах участники "четверки" обещали давно, но в основном обещанием это и остается. Белоруссия в "четверке" от момента вступления дальше всех, хотя формально эта цель в ее внешней политике значится. И оттого ей больше всех обидно - присоединение остальных к ВТО может поставить крест на многих статьях белорусского экспорта. Оно же будет означать изменение таможенных и тарифных правил в отношениях с Россией. И, по данным "Известий", общаясь с коллегами в узком составе, Лукашенко фактически просил их подождать отстающего. Просьбу свою он по мере сил пытался сдобрить шуткой, называя более продвинутых на пути к ВТО "монстрами". Но ответ ему был не более серьезен: я недавно узнал, говорил Назарбаев, что "монстр" - это по-испански "лучший друг".

И, наконец, необычной оказалась реакция Лукашенко на стандартный, в общем-то, вопрос о перспективах ЕЭП, прозвучавший на пресс-конференции. Кучма, отвечая на него, говорил об уже состоявшейся победе сторонников проекта над его противниками. Путин заявил, что он предпочитает быть прагматиком, а оттого главной перспективой считает подписание документов, о которых говорилось в Астане. Назарбаев предложил тезис о невозможности жизни за закрытыми дверями. Ответ Лукашенко был шире и касался, кажется, отнюдь не только ЕЭП: "Я боюсь заглядывать в будущее". И дальше: "Но с божьей помощью и с помощью аллаха, я надеюсь, мы сможем реализовать то, что задумали".

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии