Корреспондент.net,
15 декабря 2009, 19:32
Главные претенденты на пост президента Украины - Виктор Янукович и Юлия Тимошенко - отказались от участия в теледебатах перед первым туром выборов. Их примеру последовали трое кандидатов "второго эшелона" - Виктор Ющенко, Арсений Яценюк и Владимир Литвин. Отвечать на неудобные вопросы им, похоже, и правда не с руки, пишет Иван Яковина на сайте Lenta.ru.
Кандидаты имели полное право пойти на этот шаг - украинским законодательством это не запрещено. Но, тем не менее, произошедшее как-то не вяжется с тезисом о построении прозрачной и открытой системы власти, взятым на вооружение всеми упомянутыми политиками.
В первую очередь, тут, конечно, сыграло роль чванство: не по чину им дебатировать с человеком по фамилии Противсех, например.
Но это не главное. Участие в дебатах рисковало обернуться катастрофой для пятерки упомянутых кандидатов: их шкафы прямо-таки ломятся от скелетов (кое у кого - обезглавленных). И выслушивать прямые вопросы насчет содержания этих шкафов в прямом эфире им очень не хочется. Предвыборные кампании отказавшихся от дебатов политиков вообще в основном строятся на собственных утверждениях, а не на ответах на чужие вопросы, в том числе заданные обществом.
Разговор между Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем, рассказавших друг о друге уже все, что только можно, рискует обернуться банальным выяснением отношений в стиле "сам дурак" и "сама воровка". Избиратель, ознакомившись с вопросами и ответами сторон, скорее всего, подумает: а горите-ка вы оба в аду.
Разговор между Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем, рассказавших друг о друге уже все, что только можно, рискует обернуться банальным выяснением отношений в стиле "сам дурак" и "сама воровка".
Примерно то же можно сказать и о беседе Владимира Литвина с Виктором Ющенко. Учитывая ораторские способности этих политиков, действо, скорее всего, обернется скучнейшим серым киселем. Перца могут добавить разве что намеки на причастность спикера Рады к делу Гонгадзе и обвинения в разбазаривании народного доверия, обращенные к нынешнему президенту. Но пока до этого дойдет, зритель рискует скончаться от скуки.
Арсений Яценюк - отдельная песня. Он человек бойкий и на язык острый, причем грехов молодости у него немного: самый молодой кандидат еще не успел наломать дров. Однако его кампания строится на том, что настоящих кандидатов в президенты всего три: Тимошенко, Янукович и, разумеется, он сам. Поэтому за отсутствием собеседников и ему пришлось отказаться от дебатов.
У этой пятерки "отказников" помимо общих, есть и свои, сугубо личные мотивы не идти на дебаты. Все они в свое время были (или сейчас находятся) во власти и успели там изрядно "наследить" - каждый на своем поле.
Ветерану-Литвину не очень интересно говорить о его роли в деле Гонгадзе. Ющенко наверняка отказался бы от беседы на тему о проекте его жены - "Детской больнице будущего", на которую деньги собирала вся страна. Больницу эту так и не построили.
С Яценюком никто из "тяжеловесов" не желает разговаривать иначе, чем в стиле "мальчик, ты чей? где твоя мама?" Арсения Петровича, который, судя по его плакатам, настолько большой, что "идет на войну с коррупцией", это очень бесит.
Янукович заметно нервничает при упоминании "Межгорья" - названия урочища, где расположена его усадьба. Дело в том, что процедура ее перевода из государственной собственности в собственность лидера Партии регионов выглядит очень уж подозрительно.
Тимошенко тут сложнее всех: уже сейчас украинская экономика под ее неусыпным руководством оказалась на грани банкротства, а эмиссары премьера разъезжают по всему миру с протянутой рукой. Народ об этом как бы не знает, Тимошенко для него "работает", но вот оппоненты в прямом эфире могут и рассказать.
С Яценюком никто из "тяжеловесов" не желает разговаривать иначе, чем в стиле "мальчик, ты чей? где твоя мама?" Арсения Петровича, который, судя по его плакатам, настолько большой, что "идет на войну с коррупцией", это очень бесит.
"Открытые и прозрачные" дебаты могли похоронить шансы основных кандидатов и дать шанс на выход во второй тур более молодым и языкастым политикам.
В результате украинцам придется довольствоваться созерцанием дебатов между кандидатами даже не второго, а третьего и четвертого эшелонов.
"Открытые и прозрачные" дебаты могли похоронить шансы основных кандидатов и дать шанс на выход во второй тур более молодым и языкастым политикам.
На самом деле, это зрелище обещает быть небезынтересным. Например, схватка еврея Михаила Бродского и крайнего националиста Олега Тягнибока наверняка будет любопытной.
То же можно будет сказать и о дебатах Олега Рябоконя, который видит решение проблем страны в развитии местного самоуправления, и Сергея Ратушняка, считающего, что выход - в широком использовании виселиц и гильотин.
Уже упоминавшийся Противсех, судя по фамилии, на дебаты должен приходить, вооружившись автоматической винтовкой и противопехотными гранатами, а Людмила Супрун - буклетиками о том, кто она, в принципе, такая: ее мало кто знает даже на Украине.
Из кандидатов, которые реально могут "выстрелить" и приблизиться к группе лидеров, стоит выделить разве что Анатолия Гриценко и Сергея Тигипко. Им симпатизируют многие молодые и образованные жители городов. Однако из-за маргинальной компании, в которую они попали, ценность дебатов и с их участием заметно снижается.
Так что очных и по-настоящему серьезных теледебатов между кандидатами до подведения итогов первого тура выборов украинцы, похоже, не увидят.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.