Украинская делегация едет в Москву обсуждать идею Владимира Путина, пишет Татьяна Ивженко в сегодняшнем номере российской Независимой газеты.
Сегодня Верховная Рада заслушает доклад правительства о проектах документов, которые готовятся к запланированной на 17 мая встрече президентов Виктора Януковича и Дмитрия Медведева. Украинская оппозиция выражает опасения, что через неделю будет реализована обнародованная в конце апреля идея Владимира Путина об объединении компаний Нафтогаз и Газпром. Впрочем, призыв Юлии Тимошенко к гражданам выступить с протестом против действий власти вчера не был поддержан.
У здания Верховной Рады в первый день после праздников собрались по паре тысяч сторонников Януковича и Тимошенко, а также примерно равное митингующим количество милиции. Власть перестраховалась, ожидая масштабных акций протеста. Ведь на днях оппозиция, говоря об угрозе независимости страны, создала Народный комитет спасения Украины. Тимошенко, проводившая все праздничные дни на митингах и демонстрациях, убеждала людей, что Янукович отдает России все стратегические отрасли, последней из которых может стать нефтегазовое хозяйство: "Начали с Крыма. Потом объявили о создании так называемых совместных предприятий на базе ключевых, жизненно важных стратегических объектов государственной собственности – СП с Нафтогазом, Энергоатомом, Турбоатомом, Укртелекомом, Укрзализныцей, авиапромом. Это не объединение усилий на партнерских принципах, а полное поглощение Россией Украины. Наш – украинский – пакет в таком СП будет даже не миноритарным, наша собственность будет попросту растворена в бескрайних просторах России".
По данным Агентства газовой информации, рассчитанным на базе показателей консолидированной отчетности компаний по международным стандартам за 2008 год, доля Нафтогаза в объединенной с Газпромом структуре составила бы около 6%.
Бывший уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский подтвердил, что объединение Нафтогаза и Газпрома означало бы поглощение огромной российской компанией украинской, меньшей в десятки раз по всем показателям.
По данным Агентства газовой информации, рассчитанным на базе показателей консолидированной отчетности компаний по международным стандартам за 2008 год, доля Нафтогаза в объединенной с Газпромом структуре составила бы около 6%. Руководитель Института имени Горшенина Константин Бондаренко сказал НГ, что неофициально обсуждается другое распределение долей: 20% на 80% в пользу российской стороны. Он считает идею нереалистичной, поскольку она противоречит законодательству двух государств, а также интересам многих украинских финансово-промышленных групп, которые не хотят допускать на внутренний рынок российскую компанию.
Такого же мнения придерживается эксперт Центра имени Разумкова Владимир Омельченко, отмечающий, что не только украинское законодательство запрещает какие-либо действия относительно изменения государственного права собственности на газотранспортную систему и управляющую компанию. "В России в 2008 году тоже был принят закон, запрещающий доступ иностранных инвесторов к стратегическим объектам, среди которых и нефтегазовая отрасль". Эксперт отмечает, что предложение Владимира Путина скорее всего было связано с намерением отвлечь внимание общественности от не менее сложных договоренностей. Ведь в конце апреля правительственные делегации договорились об интеграции в сфере атомной энергетики. Эксперты предполагают, что речь шла в том числе о допуске российских компаний к разработке уникальных украинских урановых месторождений. Если бы не фраза российского премьера о последующем объединении нефтегазовых активов, новые договоренности об атомном сотрудничестве могли вызвать скандал.
Неофициально обсуждается другое распределение долей: 20% на 80% в пользу российской стороны. Идея нереалистична, поскольку она противоречит законодательству двух государств, а также интересам многих украинских финансово-промышленных групп, которые не хотят допускать на внутренний рынок российскую компанию - эксперт
Между тем чиновники из правительственных структур заверили НГ, что слова Путина следует воспринимать как реальное предложение. По их словам, уже на этой неделе в Москву отправится украинская делегация во главе с министром топлива и энергетики Юрием Бойко, которой поручено обсудить идею объединения Нафтогаза и Газпрома. В украинских официальных структурах этот вопрос не комментируют, но в российской компании подтверждают, что визит украинской делегации запланирован. Правда, чиновники отмечают, что вопрос настолько сложен, что не может быть решен через неделю, в ходе переговоров глав государств в Киеве.
Виктор Янукович, узнав о предложении Владимира Путина, тоже отреагировал осторожно: "Как относиться к инициативе премьер-министра РФ? По моему мнению, как к одному из возможных вариантов сотрудничества с Россией в газовом вопросе. Да, эта тема не обсуждалась ранее. Это экспромт. И ответ Украины будет после того, как мы все просчитаем с точки зрения наших национальных интересов". Он добавил: "К переговорам на эту тему, если мы решим их начинать, нужно на определенном этапе привлекать ЕС как главного потребителя газа и основного партнера".
Представитель Еврокомиссии по энергетическим вопросам Марлин Холцнер сказал украинским агентствам, что ЕС не будет вмешиваться в этот вопрос. Это заявление вызвало возмущение украинской оппозиции, напомнившей, что по территории Украины российский газ транспортируется в Европу. Значит, европейская энергетическая безопасность напрямую зависит от решений, которые могут быть подписаны Януковичем и Медведевым. Своеобразным опровержением этого тезиса стало прозвучавшее на днях заявление главы Минэнерго РФ Сергея Шматко, который сказал, что объединение украинской и российской компаний не повлияет на реализацию проекта Южный поток и европейцы гарантированно получат газ.
Предложение Владимира Путина скорее всего было связано с намерением отвлечь внимание общественности от не менее сложных договоренностей. Ведь в конце апреля правительственные делегации договорились об интеграции в сфере атомной энергетики. Речь шла в том числе о допуске российских компаний к разработке уникальных украинских урановых месторождений. Если бы не фраза российского премьера о последующем объединении нефтегазовых активов, новые договоренности об атомном сотрудничестве могли вызвать скандал - эксперт
Бывший сотрудник Нафтогаза Валентин Землянский пояснил НГ, что российская сторона заинтересована в первую очередь в получении контроля над украинскими газохранилищами, уникальными по вместительности и расположению, а также в прямом доступе на внутренний газовый рынок. При этом эксперт не разделяет негативные прогнозы оппозиции: "Соглашения об объединении двух компаний могут быть выгодны украинской стороне, но только при условии паритетности. Если Киев сможет закрепить в документах выгодные позиции, то Нафтогаз разрешит массу сложнейших проблем, начиная от модернизации газотранспортной системы, наполнения хранилищ, увеличения транзитного потока газа". Землянский отметил, что сейчас рано оценивать идею, поскольку документов о формах и рамках ее реализации нет даже в проекте. Но теоретически он допускает возможность объединения двух компаний, полагая, что парламенты Украины и РФ могут внести изменения в законы, препятствующие реализации идеи Путина.
Кстати, нынешний вице-премьер украинского правительства Сергей Тигипко еще в феврале, когда обсуждалась идея создания газотранспортного консорциума, предполагавшая продажу 25-процентных пакетов акций украинской ГТС России и ЕС, заверил НГ, что это возможно. "Ничего чрезвычайно сложного нет, все выполнимо. Законопроекты пишут депутаты. Будет создано в Верховной Раде новое большинство, которое реально оценит ситуацию, – достаточно будет одного нового закона", – сказал он. Сейчас в украинском парламенте уже существует большинство, поддерживающее политику Виктора Януковича. Это может означать, что идея объединения Нафтогаза и Газпрома будет реализована.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.