История продажи Мариупольского металлургического комбината всего за несколько дней обросла огромным количеством скандальных заявлений, обвинений в рейдерстве, лжи и коррупции, пишет Александр Поливанов на сайте
Lenta.ru.
Одни считают причиной скандала непрофессионализм руководства предприятия, другие в очередной раз пеняют на всесилие денег. Но больше всего на Украине боятся "руки Москвы" – по слухам, в интересах России скупили уже едва ли не все крупные металлургические активы страны.
26 мая представители двух компаний, зарегистрированных на Кипре - Formigos Holding и Revain – заявили, что купили сто процентов акций компании "Ильич-Сталь", которая владеет 90 процентами акций Мариупольского меткомбината. По их словам, сделка была совершена еще в 2009 году, когда руководитель комбината Владимир Бойко (по совместительству – беспартийный депутат Верховной Рады, поддерживающий Социалистическую партию Украины) предложил акции предприятия государству. Право на это он имел: Мариупольский комбинат принадлежит (или принадлежал) трудовому коллективу и руководству завода.
Государство, в 2009 году и без того страдавшее от чрезмерных расходов при снижении доходов из-за кризиса, на призыв Бойко не отреагировало. А вот частникам актив показался интересным. По словам представителей Formigos Holding и Revain, они приобрели Мариупольский комбинат в интересах российских предпринимателей. Кто такие эти российские предприниматели – пока неизвестно. Цена, которую они отдали за один из крупнейших металлургических заводов Украины, также не называется.
Одни считают причиной скандала непрофессионализм руководства предприятия, другие в очередной раз пеняют на всесилие денег. Но больше всего на Украине боятся "руки Москвы" – по слухам, в интересах России скупили уже едва ли не все крупные металлургические активы страны
Сам Бойко ситуацию видит совсем по-другому. Он утверждает, что ничего зарегистрированным на Кипре компаниям не продавал, да и продать не мог: владельцами завода являются 37 тысяч его сотрудников. Тем не менее, подпись под документом стоит именно его, - а это значит, что либо Бойко в 2009 году по неосторожности действительно подписал какие-то документы, либо его подпись подделали. Сам депутат, естественно, утверждает, что ничего не подписывал.
В свою очередь, в Formigos Holding и Revain считают сделку завершенной. В компаниях уже подчеркнули, что не объявляли о сделке именно по договоренности с Бойко. Кроме того, они отметили, что намерены сменить руководство предприятия.
Еще 20 мая, то есть до объявления о приобретении завода, сообщалось, что на Мариупольском комбинате планируется реорганизация, после которой в штате останется только 20 тысяч человек из 93 тысяч (по другим данным – 50 тысяч). Это не значит, что несколько десятков тысяч человек лишатся работы, это означает лишь, что многие непрофильные активы выделят в отдельные юридические лица. Активов таких у крупнейшего предприятия города скопилось немало: по словам Бойко, в состав завода входят аграрный комплекс, сеть учреждений общественного питания и торговли и многое другое. Не исключено, что новые собственники рьяно возьмутся за эту реформу – завод покупался не для того, чтобы приносить убытки.
Бойко уже добился того, что трудовой коллектив завода подал жалобу президенту Украины Виктору Януковичу. Янукович металлургам отвечать не спешит, а вот в Верховной Раде уже решили обсудить ситуацию с заводом. Основной мотив обсуждения, назначенного на 31 мая, понятен – первый заместитель комитета Николай Кравченко заявил, что считает сложившуюся ситуацию "рейдерской атакой". "Наезд на комбинат имени Ильича, который не только обеспечивает работой десятки тысяч жителей Мариуполя, но является также аккуратным и надежным плательщиком налогов, показывает, насколько глубоко метастазы коррупции и разложения проникли в государственный организм", - пояснил Кравченко, представитель Коммунистической партии Украины.
Характерно, что Кравченко обвиняет в рейдерском захвате не предпринимателей, а власти. Вероятнее всего, депутат намекал на руководителя Госкомпредпринимательства Украины Михаила Бродского, который встал на защиту кипрских инвесторов
Характерно, что Кравченко обвиняет в рейдерском захвате не предпринимателей, а власти. Вероятнее всего, депутат намекал на руководителя Госкомпредпринимательства Украины Михаила Бродского, который встал на защиту кипрских инвесторов. 27 мая Бродский заявил, что его ведомство проверило все документы о купле-продаже и не нашло в них нарушений. "Я советовал бы господину Бойко не разбрасываться фальшивыми обвинениями, а идти в суд и доказывать, что он не узнает свою подпись под документами о продаже 'Ильич-Стали'", - цитировал главу Госкомпредпринимательства портал "Обком".
В главной оппозиционной партии на Украине – Блоке Юлии Тимошенко – поддержали Бойко. По словам самой Юлии Тимошенко, ситуация с Мариупольским заводом - это "набат" о волне теневой приватизации, которая может коснуться ключевых украинских активов. Таким образом Тимошенко не только отреагировала на происходящее в Мариуполе, но и лишний раз намекнула, что Янукович может отдать России часть "Нафтогаза".
Восточный соседПоскольку инвестор, в интересах которого выступили кипрские компании, не называется, то украинские СМИ пытаются зацепиться хоть за какие-нибудь имена. Так, их интерес вызвали Илья Горн и Борис Подольский, которые и выступают от лица Formigos Holding и Revain. Газета "Ильичевец", поддерживающая Бойко, называет их "профессиональными рейдерами". В газете отмечают, что Горн осуществил захват Черноморского судостроительного завода в октябре 2007 года, а Подольского называют причастным к захвату Херсонского морского торгового порта.
Деловые газеты предпочитают искать конечных приобретателей, тем более, что сами Горн и Подольский подчеркнули, что действуют не в своих интересах. "Коммерсант-Украина" приводит слова Бойко: он считает, что за кипрскими компаниями стоят либо группа "Приват" местного бизнесмена Игоря Коломойского, либо "Базэл" российского предпринимателя Олега Дерипаски. Представители и того, и другого подозрения Бойко опровергли.
Поскольку инвестор, в интересах которого выступили кипрские компании, не называется, то украинские СМИ пытаются зацепиться хоть за какие-нибудь имена. Так, их интерес вызвали Илья Горн и Борис Подольский, которые и выступают от лица Formigos Holding и Revain.
Аналитики, опрошенные изданием, считают, что за офшорами могут стоять другие российские компании: Evraz, который частично принадлежит Роману Абрамовичу, и "Северсталь" Алексея Мордашова. Evraz владеет на Украине мощностями по производству руды и нуждается в активе по ее переработке, а "Северсталь" ведет борьбу за украинский рынок уже не один год: вспомнить хотя бы, как в начале 2000-х годов Мордашов безуспешно пытался купить "Криворожсталь", крупнейший металлургический актив страны.
"Рука Москвы"
Еще одну версию о конечном владельце Formigos Holding и Revain высказала газета "Украинская правда". Но чтобы адекватно ее описать, необходимо ввести в статью новое предприятие – "Запорожсталь".
Если верить "Украинской правде", то до недавнего времени компания принадлежала офшору, владельцами которого были украинец Эдуард Шифрин и канадец Алекс Шнайдер. Они заявляли о намерении продать актив еще в начале 2010 года, и вот наконец в конце мая это случилось: покупателем стала неназванная компания из России. Причем компания явно не простая: ведь на актив претендовал также Ринат Ахметов, самый богатый человек Украины и металлургический гигант страны номер один.
Очень соблазнительным кажется объединить покупателей "Запорожстали" и Мариупольского комбината. А если к ним прибавить еще и другую анонимную российскую группу, которая в 2009 году установила контроль над "Индустриальным союзом Донбасса" (Алчевский и Днепровский металлургические комбинаты), то получается уже тенденция: металлургия на Украине становится российской. Вопрос только в том, один ли владелец у всех этих офшоров.
Аналитики считают, что за офшорами могут стоять другие российские компании: Evraz, который частично принадлежит Роману Абрамовичу, и Северсталь Алексея Мордашова. Evraz владеет на Украине мощностями по производству руды и нуждается в активе по ее переработке, а Северсталь ведет борьбу за украинский рынок уже не один год
В "Украинской правде" делают предположение, что за скупкой меткомбинатов стоит... российское государство. Во всяком случае, и в случае с "Запорожсталью", и с "Индустриальным союзом Донбасса" одним из возможных инвесторов назывался ВЭБ – государственный российский банк. Впрочем, не исключено, что ВЭБ только финансировал проекты – покупать непрофильные активы за рубежом на бюджетные деньги ему вроде не с руки.
Не исключено, что конечных владельцев офшоров мы не узнаем еще долгие годы. Но совершенно очевидно, что металлургическая война на Украине еще не закончена. Во-первых, еще не сказал своего слова Ринат Ахметов, а вместе с ним и весь украинский бизнес. Во-вторых, молчит пока и Янукович, а от его слов зависит очень многое. "Оранжевые", придя к власти, не постеснялись устроить реприватизацию "Криворожстали", а потом вновь ее продать, но уже по другой цене. "Синие" к переделу рынка, надо полагать, тоже готовы.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.