Фото: Reuters
В ближайшие пять лет цены на природный газ должны резко упасть, и в Газпроме понимают, что столкнутся в Европе с серьёзной конкуренцией
Киев мог бы добиться процветания, самостоятельности и безопасности, если бы не мешал производству энергии в стране, пишет Виктор Ткачук, генеральный директор фонда "Сначала люди", в своей статье для The Wall Street Journal.
Возможно, этой зимой многим украинцам придётся выбирать - накрывать на стол или обогревать дом. Вдобавок к самому страшному экономическому спаду в истории современности страну ждёт скорейшее повышение счетов за газ на пятьдесят процентов. Государственные субсидии на газ внезапно кончились.
Самое сильное раздражение вызывает то, что у Украины в потенциале газа столько, сколько есть не у каждой страны Персидского залива. Но правительства этой страны за последние двадцать лет не сделали практически ничего, чтобы проверить их наличие и начать разрабатывать.
Согласно данным, опубликованным в июне фирмой British Petroleum, разведанные запасы природного газа Украины составляют 0,98 триллиона кубометров - этого достаточно, чтобы страна перешла на полное самообеспечение в двадцатилетний срок. Возле польской границы, возможно, залегает ещё от двух до тридцати двух триллионов кубометров сланцевого газа, а в угольных пластах Донбасса - до восьми триллионов кубометров метана (данные по оценкам, сделанным в прошлом году советником бывшего президента Виктора Ющенко по энергетике Богдана Соколовского и национального агентства по управлению энергоресурсами при правительстве), хотя коммерческого обоснования этим запасам пока не дано. В Крыму также находятся залежи природного газа, а Чёрное море открывает потенциал для добычи углеводородов путём подводного бурения.
Вместо того, однако, чтобы пытаться разрабатывать эти потенциальные собственные источники энергии, Киев целыми десятилетиями кормил украинскую промышленность дешёвым и обильным газом из России и Средней Азии.
А иностранных инвесторов, которых могла соблазнить перспектива помочь Украине заняться собственными ресурсами, снова и снова отпугивала переменчивость конъюнктуры в стране и шаткость правительств.
Украина уже не может позволить себе такую леность. В первом квартале этого года российский Газпром в очередной раз повысил цену, которую предполагает брать с лишившейся денег государственной газовой компании Нафтогаз Украины; с 2005 г. ценник взлетел с 50 до 305 долларов за тысячу кубометров. По данным инвестиционного банка Тройка-диалог, это всего на два доллара ниже той цены, которую платят европейские клиенты, хотя Киев покупает газ непосредственно на российско-украинской границе, а значит, не должен платить за транзит через территорию Азии, России или той же Украины.
В ближайшие пять лет цены на природный газ должны резко упасть, и в Газпроме понимают, что столкнутся в Европе с серьёзной конкуренцией - как со стороны импортёров природного газа, так и со стороны тамошних производителей сланцевого газа. Добыча и транспортировка российского газа обходится очень дорого, особенно с новых месторождений в северной и центральной Сибири. А на Украине газа много, до европейской границы менее 800 километров, трубопроводы для его транспортировки уже построены - наверно, именно поэтому с Нафтогазом так активно стремится вести дела северный сосед.
То, что правительства Украины одно за другим не смогли проверить, разведать и разработать эти месторождения, - не что иное, как предательство национальных интересов. Крупные энергетические компании - Shell, BP, Marathon, Exxon Mobil, Total - а также многие украинские политики несколько лет пытались договориться о серьёзной работе. Но один президент за другим отказывался ратифицировать проекты, и планы геологоразведочных работ так и оставались планами. Совсем недавно Киев замедлил прогресс, убрав важнейший пункт действующих на Украине правил заключения соглашений о долевом распределении продукции при партнёрстве государственных и частных секторов. Теперь государство имеет право в любое время менять основные финансовые условия контрактов с иностранными инвесторами. Главный управляющий Shell Патрик Ван-Дале (Patrick Van Daele) недавно сказал, общаясь с Kyiv Post, что если убранный пункт не вернут, то "ни один вменяемый человек не будет заниматься здесь инвестициями". Сейчас законопроект ждёт подписи Виктора Януковича.
Можно подумать, что Европейский Союз захочет подтолкнуть Киев в нужном направлении, ведь в лице Украины он мог бы получить потенциальный аналог страны Персидского залива у собственного порога и (наконец-то!) конкурента России. Но в частном порядке, судя по всему, многие евробюрократы испытали облегчение, что украинские лидеры отложили планы на вступление в ЕС на будущее. Европа постепенно поворачивается к Украине спиной, а влияние России растёт.
Так что время, отпущенное украинскому народу, истекает. Нынешнее правительство занимается централизацией власти, хотя реальная демократия для страны ещё никогда не была столь актуальна. Прозрачность властей, подотчётность и правопорядок обеспечили бы безопасный и предсказуемый климат для иностранных инвесторов в сектор энергетики. А в способности Украины эксплуатировать собственные ресурсы скрыта перспектива не только её финансового процветания, но и, вдобавок, её самостоятельности и безопасности.
Ткачук - бывший заместитель секретаря совета национальной безопасности и обороны Украины, бывший старший советник президента, бывший депутат украинского парламента, а ныне - генеральный директор фонда Сначала люди.
***
Оригинал публикации: The Wall Street Journal
Перевод ИноСМИ
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.