UA
 

Кассеты и векторы

22 января 2001, 16:50
0
6

В публикации российского журнала "Эксперт" скандал "Кучмагейт" рассматривается с точки зрения многовекторности украинской внешней политики. По мнению автора материала Глеба Парфенова, скандал является отражением и частным случаем глубокого кризиса этой самой многовекторности. украинской политики многовекторности. По мере раскрутки скандал все более уходит в сторону противостояния "Запад-Россия» , отмечает Парфенов.

Новый год начался на Украине с возобновления острого политического кризиса. Окружение президента Леонида Кучмы, оправившись после так называемого "кассетного" скандала (связанного с обнародованием аудиозаписей, на которых якобы Кучма отдавал приказы "силовикам" расправиться с оппозиционным журналистом Георгием Гонгадзе, пропавшим в сентябре 2000 года) нанесло ответный удар по оппозиции. Генеральная прокуратура возбудила два уголовных дела против вице-премьера Юлии Тимошенко, которая, как полагают сторонники президента, стоит за раскручиванием скандала.

На перепутье сейчас находятся и лидеры разношерстной антикучмовской оппозиции. Уже очевидно, что акции протеста так и не переросли в массовое движение, Запад, на помощь которого рассчитывали протестанты, тоже не особенно давит на Кучму, и, наконец, главное - оппозиция оказалась без лидера, ради властных амбиций которого стоило бы продолжать борьбу.

Премьер-министр Виктор Ющенко, на которого возлагались особые надежды и ради которого, собственно, все и затевалось, никак не проявил себя во время кризиса. То ли из-за собственной нерешительности, то ли из разумной осторожности он счел нужным до самого последнего времени демонстрировать свою лояльность президенту.

По мнению аналитиков, вся нынешняя политико-уголовная возня является отражением и частным случаем глубокого кризиса украинской политики многовекторности - балансированием между Западом и Россией.

Все прагматики

Суть этой политики определяется не какими-либо осознанными геополитическими установками, а исключительно прагматическими интересами правящей элиты страны, которая произошла из среды советской хозяйственной номенклатуры восточной и южной Украины и до сих пор опирается на промышленный потенциал этого региона. После того как в стране вымерли практически все высокотехнологичные отрасли, ведущую роль в экономике играют энергоемкие производства - черная металлургия, отчасти химическая промышленность и, конечно, ТЭК. Поэтому, естественно, для финансовой и политической элиты страны принципиальным вопросом является стоимость поставок энергоносителей из России.

Со временем внутри правящей элиты Украины все же сформировалось прозападное ядро, чей экономический интерес был связан не с промышленным бизнесом, а с "освоением" крупномасштабной западной помощи. Пока Запад в обмен на киевские словеса обильно поливал украинские черноземы свеженапечатанными долларами, а Россия в обмен на кучмовско-ельцинскую дружбу и "откаты" конкретным московским чиновникам и олигархам снабжала Украину дешевым газом, с многовекторностью было все в порядке.

Но всякая халява кончается. Запад еще в 1999 году потерял доверие к нынешнему киевскому режиму и оказывал пассивную поддержку ряду соперников Кучмы на прошлогодних президентских выборах. После выборов давление стало только усиливаться. Позицию США по этому поводу четко выразил известный финансист Джордж Сорос в начале 2000 года: "Украина должна понять, что геополитическое положение не может служить единственным основанием для дальнейшего оказания ей финансовой помощи". Что может служить таким основанием - тоже указывалось: уважать свободу слова и права человека, приструнить олигархов, открыть рынок для западных инвесторов. Дабы решить наиболее острые проблемы с Западом (реструктурировать внешний долг, возобновить финансирование со стороны МВФ и Всемирного банка), Кучма вынужден был назначить на пост премьера явного "западника" Виктора Ющенко.

Тут по "многовекторности" был нанесен удар и с другой стороны. С приходом президента Владимира Путина Кремль провозгласил наступление "эры прагматизма" в отношениях со странами СНГ, и прежде всего с Украиной. С последней решили поступать как с действительно независимой страной - востребовать долги за энергоносители, предложить покупать газ по ценам, приближенным к мировым, и ввести ограничительные меры на российском рынке против украинских товаров (последний шаг оказался особенно болезненным лично для Леонида Кучмы, так как под антидемпинг попали и украинские трубы, которыми "командует" гражданский зять Кучмы Виктор Пинчук). Кроме того, Россия объявила о намерении форсировать строительство нового газопровода в Европу в обход Украины, что могло окончательно добить украинскую экономику и бизнес конкретных ФПГ.

Кондолизина доктрина

Осенью 2000 года администрация Кучмы решила круто развернуться в сторону России, дабы в обмен на различные политические обещания получить возможность и дальше пользоваться энергетическими преференциями, а также сохранить российский рынок для украинских товаров. Был отправлен в отставку "прозападный" министр иностранных дел Борис Тарасюк, появились сведения о том, что уже в конце ноября будет уволен и сам Ющенко. На его место прочили главу налоговой администрации Николая Азарова, открытого сторонника сближения с Россией.

В таких условиях и вспыхнул "кассетный" скандал. Противники режима Кучмы (а это очень широкий спектр движений - от крайне левых до националистов) хотели расшатать позиции президента и спасти правительство Ющенко как единственную реальную ему альтернативу (программа-максимум - привести Ющенко к власти). Это был естественный протест политически активной части общества против коррупции, неэффективного управления страной, откровенных фальсификаций результатов президентских выборов и референдума, давления чиновников на бизнес и прочих прелестей нынешней украинской жизни.

Однако по мере раскрутки скандал все более уходит в сторону противостояния "Запад-Россия". "Западники" попытались дать последний и решительный бой "изменнику" Кучме, а сам президент ловко позиционировал себя перед российским руководством в качестве борца с западными агентами влияния. Отношения между Россией и Украиной как бы вернулись к состоянию на лето 1994 года, когда Кучма был избран президентом при активной поддержке Москвы.

Запад, наученный горьким опытом общения с Украиной, действует осторожно. Советник по национальной безопасности нового президента США Кондолиза Райс уже сформулировала два основных принципа политики нового американского руководства в отношении Украины. Во-первых, независимая Украина является гарантией против возрождения имперских амбиций России. Во-вторых, Украине надо оказывать помощь только в случае проведения Киевом реальных реформ.

Учитывая первый пункт, Вашингтону необходимо работать с теми силами, которые реально контролируют ситуацию в стране. Если Кучма докажет, что именно он хозяин положения, Запад, вероятно, не станет с ним разрывать отношения и даст президенту еще один шанс исправиться. Однако, учитывая пункт второй "доктрины Райс", этот шанс должен стать последним.

В общем, внешнеполитический выбор дается Украине трудно. Вероятно, Киев совершит здесь еще не один кульбит, и "Кучмагейт", судя по всему, будет продолжаться.

ТЕГИ: вино
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии