UA
 

НГ: Турецкий вектор в украинской политике

10 декабря 2012, 10:16
0
66
НГ: Турецкий вектор в украинской политике
Фото: Пресс-служба Президента
Сближение Киева с Анкарой вызывает много вопросов

Отношения Турции и Украины в последнее время развиваются динамично. Каждая из сторон видит для себя определенные выгоды, - пишет Сергей Жильцов в российской Независимой газете

Отношения Турции и Украины в последнее время развиваются динамично. Каждая из сторон видит для себя определенные выгоды. Для Украины одним из приоритетных направлений развития отношений с Анкарой является энергетическая сфера. Об этом шла речь на сентябрьских переговорах в Киеве между президентом Украины Виктором Януковичем и премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, который отметил значение Крыма в реализации турецких инвестиционных программ.

Заинтересованность в развитии сотрудничества с Киевом глава турецкого правительства подтвердил в ходе 2-го заседания украинско-турецкого Стратегического совета высокого уровня, где было заявлено о готовности активизировать сотрудничество с Украиной в энергетической сфере: транспортировке электроэнергии, строительстве подземных газохранилищ на территории Турции, а также в совместной добыче углеводородов. Украинские власти получили от Анкары обещания ежемесячно пропускать через проливы Босфор и Дарданеллы до восьми танкеров, перевозящих сжиженный газ в Одессу на терминал, который еще предстоит построить. При этом речь шла о том, чтобы Турция в будущем не создавала искусственных препятствий для прохода танкеров, ссылаясь на загруженность проливов и угрозу экологической катастрофы. Тема энергетики получила продолжение на саммите Атлантического совета по вопросам энергетики и экономики, который прошел в ноябре этого года в Стамбуле. В ходе переговоров министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что украинские власти ведут переговоры об участии в реализации проекта Трансанатолийского газопровода (ТАНАР), который должен обеспечить дополнительный маршрут для азербайджанского газа в Европу.

Украинские власти получили от Анкары обещания ежемесячно пропускать через проливы Босфор и Дарданеллы до восьми танкеров, перевозящих сжиженный газ в Одессу на терминал, который еще предстоит построить

В Киеве надеются на поддержку Турции в вопросах диверсификации поставок голубого топлива, рассчитывая, что достигнутые договоренности не только ослабят российско-турецкое сотрудничество, но и вынудят Москву пойти на снижение цены на газ, поставляемый в Украину. Подобные ожидания представляются неоправданными в силу сложившегося уровня и характера российско-турецкого сотрудничества в энергетической сфере, а также реализованных и готовящихся к осуществлению трубопроводных проектов. Через расширение сотрудничества с Анкарой Россия намерена сохранить лидирующие позиции в Черноморском регионе и одновременно получить прямой выход на европейский газовый рынок. В этом контексте отношения между Москвой и Анкарой, которые не лишены определенных проблем, можно рассматривать как стабильные. В свою очередь, Турция, претендуя на ключевую роль в осуществлении транзита углеводородных ресурсов на европейский рынок, заинтересована в реализации новых проектов газопроводов, рассматривая их в качестве важной составляющей в укреплении позиций в регионе. Прокладка газопровода "Голубой поток", готовность Анкары участвовать в "Южном потоке" подтверждают заинтересованность Турции в расширении сотрудничества с Россией в области реализации трубопроводных проектов. Стоит отметить, что, ведя переговоры с Москвой по вопросам прокладки газопровода Южный поток через свою исключительную экономическую зону в Черном море, в Анкаре даже не посчитали нужным провести консультации с Киевом. При том что Украина и Турция имеют консультативный орган в виде Стратегического совета высокого уровня.

Достаточно успешное и динамичное развитие отношений Киева с Анкарой оставляет много вопросов. Прежде всего обращают на себя внимание различия в целях, которые преследует каждая из стран. Для Украины, которая проводит курс на дистанцирование от России, сотрудничество с Турцией представляется дополнительной возможностью заручиться поддержкой в вопросах диверсификации поставок углеводородных ресурсов. Киев привлекают также перспективы турецких инвестиций для решения экономических проблем Крыма. Эту идею поддерживают власти полуострова, рассматривая дальнейшее развитие отношений с Анкарой через призму инвестиционного сотрудничества. Речь идет об инвестициях в такие отрасли крымской экономики, как сельское хозяйство, промышленность. Турция входит в пятерку ведущих внешнеэкономических партнеров Крыма. В 2011 году внешнеторговый оборот Крыма с турецкими регионами возрос на 30%, приблизившись к отметке 100 млн. долл. Кроме того, власти Крыма заинтересованы в создании индустриальных парков, которые должны придать импульс торгово-экономическому сотрудничеству.

В Киеве надеются на поддержку Турции в вопросах диверсификации поставок голубого топлива, рассчитывая, что достигнутые договоренности не только ослабят российско-турецкое сотрудничество, но и вынудят Москву пойти на снижение цены на газ, поставляемый в Украину

Турция охотно откликается на украинские предложения, поскольку видит в этом открывающиеся перспективы дальнейшей экспансии на полуостров и реализации собственных долгосрочных планов. Помимо торгово-экономических вопросов турецкие власти придают большое значение расширению взаимодействия в области легкой промышленности, сельского хозяйства, доступа турецких товаров на украинский рынок. В отличие от Киева, для которого на первом месте стоит решение текущих экономических и политических проблем, Турция реализует в Украине долгосрочную программу расширения своего влияния.

Наибольшее внимание Анкары привлекает Крым, который рассматривается в качестве зоны стратегических интересов Турции. Большое значение в Турции придают развитию отношений с Меджлисом крымских татар. Трудно недооценивать роль, которую играет Анкара в финансировании объектов, имеющих социокультурное значение для крымских татар. Прежде всего это строительство школ с преподаванием на крымско-татарском языке и мечетей. Примечательно, что, по некоторым оценкам, более половины всех крымско-татарских мечетей построено на средства зарубежных спонсоров, в том числе имеющих турецкое происхождение.

В целом Турция оказывает значительную политическую поддержку Меджлису крымских татар и выдвигаемым им инициативам. Наиболее резонансной является идея Меджлиса о проведении Международного форума по восстановлению прав крымско-татарского народа. Данное мероприятие должно способствовать реализации долгосрочной цели – созданию на территории полуострова крымско-татарского государства. В этом вопросе Турция, как и другие иностранные государства, готова оказать крымским татарам политическую и финансовую помощь.

Турция охотно откликается на украинские предложения, поскольку видит в этом открывающиеся перспективы дальнейшей экспансии на полуостров и реализации собственных долгосрочных планов

В перспективе следует ожидать дальнейшее усиление влияния Турции не только на ситуацию на полуострове, но и в целом на Украину, которая все прочнее входит в сферу интересов Турции. Для этого Анкара располагает необходимым инструментарием. Помимо наличия четко очерченной внешнеполитической стратегии в отношении Украины, заинтересованности не допустить появления в Черноморском регионе конкурента в сфере добычи и транспортировки энергетических ресурсов Турция имеет еще ряд рычагов влияния. Прежде всего следует отметить роль этнополитического фактора. Меджлис крымских татар, несмотря на все его недостатки, так же как и его оппоненты, остается основным партнером Анкары на полуострове. Тезисы о "коренном народе" и "ущемлении его прав" являются мощным инструментом влияния на крымские, а в более широком плане – и на украинские власти. Нельзя обойти стороной конфессиональный фактор, а также периодически обостряющиеся противоречия в среде крымских мусульман и возрастающее влияние радикальных исламистских партий.

На фоне масштабных инвестиций Турции в образовательные программы и проекты готовность Анкары финансировать обучение украинской молодежи, возможности Украины противопоставить что-либо этому процессу практически ничтожны. Многолетняя практика сокращений и реорганизаций привела к тому, что на полуострове практически не осталось государственных учреждений, способных рассказать властям о реально существующих проблемах и дать рекомендации. Впрочем, похоже, что в погоне за усилением энергетической и политической независимости Киеву просто некогда задумываться о последствиях углубляющегося сотрудничества с Турцией.

***

В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов

СПЕЦТЕМА: Украина-Россия: газовый вопрос
ТЕГИ: газУкраина-РоссияТурция
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии