По сообщению секретаря парламентской следственной комиссии по делу Гонгадзе Сергея Головатого, мюнхенский медицинский институт Genedia сделал вывод, что предоставленные ему образцы тела, найденного под Таращей в Киевской области, не принадлежат оппозиционному журналисту Георгию Гонгадзе. Этот вывод может полностью перевернуть все существовавшие представления о том, что произошло с Гонгадзе, сообщает Би-би-си.
В Украине констатируют, что результаты немецкой экспертизы оставляют гораздо больше вопросов, чем ответов.
Чье тело изучали российские эксперты?
Ранее украинская прокуратура, близкие журналиста, и даже украинский президент Леонид Кучма были полностью убеждены, что так называемое "таращанское" тело, найденное в ноябре прошого года, принадлежит Гонгадзе. Этот вывод был сделан на основании заключения российских экспертов, которые с вероятностью 99,9% утверждают, что тело "принадлежит сыну Леси Гонгадзе". Россияне заявили об этом после того, как получили от генпрокуратуры образцы, которые идентифицировались как части "таращанского тела".
Родственники не соглашались похоронить обезлавленное тело, поскольку требовали определить, как именно погиб журналист, и при каких обстоятельствах это произошло. Но даже повреждения, найденные на останках, полностью соответствовали травмам, которые получил Гонгадзе, когда делал фильм о войне в Грузии.
Ранее украинская прокуратура долгое время отказывалась признавать, что "таращанское" тело принадлежит журналисту. При этом она ссылалась на показания людей, которые в разное время якобы видели Гонгадзе после исчезновения.
Прокуратура изменила точку зрения только после того, как в программе "Глас народа" на российском НТВ прозвучала информация, что российские эксперты повысили вероятность идентификации тела с 96,6% до 99,9% процента.
Какие образцы отправили в Германию?
Тем не менее, родственники и коллеги Гонгадзе настояли на проведении независимой экспертизы останков. Для этого коллега Гонгадзе Елена Притула передала в Германию, как она считала, образцы "таращанского" тела.
Притула говорит, что отправила немецким экспертам фрагменты, которые получила независимо от правоохранительных органов - от друга Гонгадзе Лаврентия Малазония.
Малазония утверждает, что получил образцы, когда приехал в Таращанский морг после того, как по Киеву поползли слухи о страшной находке. "Мы осмотрели все помещения, тела нигде не было", - вспоминает он. Но, по словам Малазония, на одном из столов лежало то, что осталось после того, как эксперты "искали осколки в руке". Тогда друг Гонгадзе убедил Игоря Воротынцева, судебного эксперта, который первым осмотрел тело, передать ему фрагменты.
Елена Притула говорит, что образцы долгое время лежали у нее в квартире, где она "бывает только рано утром, или очень поздно вечером". "Я не могу сейчас стопроцентно утверждать, что их не подменили, но и не могу исключить, что это все-таки сделали", - сказала Притула.
Немецкие эксперты сделали вывод, что ДНК этих останков не соответствует генетической структуре крови Гонгадзе, оставшейся на его медицинской карточке, и крови его матери.
Российские эксперты ошиблись?
Результаты экспертизы, обнародованные сегодня, могут означать, что Гонгадзе жив. Ведь если образцы тела, которые исследовали в Германии, действительно принадлежат "таращанскому трупу", результаты экспертизы, проведенной в России, являются неточными. В то же время, трудно предположить, что уверенность, с которой российские эксперты говорили о принадлежности трупа, вызвана совпадением, или грубой ошибкой.
Сейчас многие в Украине вспоминают первые заявления представителей украинского МВД, которые утверждали, что тело, найденное под Киевом, пролежало в земле несколько месяцев. Вначале эти слова восприняли как попытку дезинформировать общество, но теперь на них можно взглянуть по-новому.
Останки подменили?
Только позже, когда следствие перешло в руки генпрокуратуры, и российские ученые изучили фрагменты тела, правоохранительные органы признали, что "таращанское тело" все же принадлежит Гонгадзе. Сергей Головатый говорит, что истина может быть установлена только после сравнения результатов росийской и немецкой экспертиз.
Кроме того, эксперт парламентской следственной комиссии Валерий Ивасюк, не исключает, что в фрагмент тела, переданного в Россию на экспертизу, была помещена чужая кровь. Это может значить, что Генпрокуратура отправила российским ученым генетический материал другого, настоящего тела Гонгадзе, которое, возможно, не имеет отношения к "таращанскому трупу". А то, что было найдено под Киевом, действительно лежало в земле несколько месяцев.
Не исключают и что в Германию отправили нечто, что совсем не относилось к телу, которое было опознано близкими как останки Гонгадзе.
Гонгадзе все-таки мертв?
Если последняя версия соответствует действительности, сегодняшняя "сенсация" - не более, чем недоразумение, которое может лишь еще больше запутать и без того туманную ситуацию вокруг исчезновения журналиста.
Тем более, что руководитель парламентской следственной комиссии по делу Гонгадзе Александр Лавринович, в отличие от секретаря того же органа - Сергея Головатого, утверждает, что комиссия никаких официальных заявлений не делала. Власти же продолжают считать, что "таращанский труп" принадлежит Гонгадзе, а любые международные экспертизы не будут иметь в Украине юридической силы.