Приезд понтифика сказался на курсах валют, пишет Константин Эггерт, Русская служба Би-би-си в специальном материале для российских "Известий". Но приезд Папы во Львов оказался не только поистине «золотым дождем» для Львова. Для большинства украинцев приезд Папы и беатификация святых, большинство из которых погибли в концлагерях – это проведение черты под советским прошлым.
"Я как будто в Польше, а не на Украине", - сказал мне коллега из Киева. Глядя на поле львовского ипподрома с высоты помоста для прессы, трудно было не разделить его чувства. На первое богослужение папы римского Иоанна Павла II здесь собралось огромное количество паломников из Польши.
На первый взгляд, количество бело-красных польских флагов явно превышало число украинских желто-голубых. Где-то в задних рядах я заметил и российский триколор - видимо, группа паломников-россиян доехала не только до Киева, но и до Львова.
Атмосфера на богослужении и проповедь понтифика заметно отличались от того, что наблюдалось в Киеве. Если в столице Украины папа вновь и вновь возвращался к двум темам - духовной традиции независимой Украины и единству христиан, то в первой львовской проповеди эти мотивы не были главными.
Здесь, на Западной Украине, где проживает подавляющее большинство 5-миллионной католической общины страны, идеи независимости и самобытности Украины всегда имели самых горячих сторонников, а потому тон проповеди был в значительно большей степени чисто пастырским.
Папа причислил к лику блаженных (это часто называют "последней ступенью" перед причислением к лику святых) двух римских католиков - архиепископа Юзефа Бильчевского и священника Зыгмунта Горадзовского. Оба скончались до Второй мировой войны и были причислены к лику блаженных (или, по-латыни, беатифицированы) за выдающееся благочестие, благотворительность и миссионерскую деятельность.
Однако для Галичины значительно более значимо богослужение в среду. На литургии по византийскому обряду, которого придерживаются доминирующие на западе Украины греко-католики, Иоанн Павел II причислит к лику блаженных епископов, священников, монахов и мирян, репрессированных коммунистическим режимом, причем некоторые из новых блаженных погибли в пермских лагерях в начале 70-х годов. Для украинских "западян" и визит папы, и беатификация погибших за веру греко-католиков - символ окончательного разрыва с советским прошлым.
Корреспондент крупной американской газеты заметил по этому поводу: "В Америке и во многих странах Европы папа ассоциируется прежде всего с непримиримым отношением к абортам и контрацепции. Здесь же в нем видят символ Запада, символ европейской судьбы Украины". Атмосфера во Львове заметно отличается от киевской. Там на папский кортеж собирались посмотреть в основном любопытные. Здесь тысячи и тысячи людей вечером в понедельник часами стояли в ожидании проезда понтифика из аэропорта в резиденцию при кафедральном соборе Святого Юра и с восторгом приветствовали его.
Присутствие милиции и сил безопасности меньше бросается в глаза, чем в Киеве, может быть, за счет большего числа сотрудников Службы безопасности Украины в штатском. Впрочем, меры безопасности могут быть усилены, если во Львов решит приехать президент Леонид Кучма. Неофициальная информация об этом циркулирует среди журналистов, хотя согласно протоколу официальные проводы папы как главы государства Ватикан прошли в Киеве в понедельник.
Для Львова приезд Иоанна Павла II пролился поистине золотым дождем. Гостиницы подняли цены едва ли не в три раза (в одной из них за несколько дней до визита папы мне предложили номер за триста шестьдесят долларов). Обменные пункты снизили цену покупки валюты - пять гривен за доллар вместо пяти гривен сорока копеек в Киеве.
"Такого события у нас никогда не случалось и едва ли что-то подобное повторится", - эти слова за последние сутки я слышал от местных жителей уже не раз.