"Русская Православная Церковь холодно отнеслась к приезду Иоанна Павла II на Украину. Российская прогрессивная общественность холодно отнеслась к этому жесту РПЦ", отмечается в своем материале журналист российского журнала "Эксперт" Александр Привалов.
Визит главы католической церкви Иоанна Павла II на Украину завершился. Событие это было многослойное, и оценивать его можно по-разному. Одно дело - рассматривать папский визит в масштабах текущей политической конъюнктуры; другое - хотя бы в терминах человеческого века; и уж совсем особое - в контексте многовековой истории христианских церквей, в контексте Великого раскола, начавшегося полторы тысячи лет назад и не заканчивающегося ни сегодня, ни завтра.
Совокупность комментариев к визиту Папы и жесткой реакции на него иерархов Русской Православной Церкви являет собой вполне ожидаемую картину. Политические плюсы и минусы проанализированы подробно и отчетливо, комментаторы видят и понимают интересы всех участвующих сторон, находят некую логику и в одобряемых, и в порицаемых ими поступках. В комментариях же, производимых с точки зрения религиозной, все почти наоборот. Одни более или менее сурово осуждают понтифика, приехавшего на "каноническую территорию" православной церкви вопреки прямой просьбе православных иерархов отложить визит, другие - более или менее (тут, как правило, более) сурово осуждают Алексия II и прочих деятелей РПЦ за негибкость, нелюдимость и несоответствие духу времени. Попытки понять логику осуждаемых ни те ни другие не предпринимают. И, возможно, правильно делают, поскольку, похоже, не располагают необходимыми для такой попытки сведениями.
Хотя, с другой стороны, кое-что можно понять, и не будучи доктором богословия. Так, можно предположить, какие сугубо личные причины побудили Иоанна Павла II не внять просьбам об откладывании визита: не исключено, что престарелый понтифик попросту боялся не дожить до времени более благоприятного. То, что он делает в последние годы, - примирение с протестантами, покаяние за грехи римской церкви и проч. - настоятельно требует некоего завершения и в рамках его великой жизни. Он, видимо, не смог отказаться от еще одной попытки преодолеть раскол, дать христианству "дышать обоими легкими" - даже понимая, что немедленных плодов эта попытка не принесет.
Тем более можно - а российским комментаторам так вроде бы и должно - попробовать понять резоны православных иерархов. Католики нарушили решение четырехсторонней комиссии (Ватикан, Греко-католическая церковь, Московский патриархат, Украинская Православная Церковь) о том, что принадлежность храмов на Западной Украине той или иной конфессии должна определяться референдумами в каждом приходе, причем победившее большинство обязывалось позаботиться о меньшинстве, построив храм и для него. Вместо всего этого благолепия произошло известно что - по словам дьякона Андрея Кураева, "началось насилие: шантаж, угрозы, избиение священников, угрозы их женам и детям, захват храмов. И в итоге целые наши епархии были просто физически разгромлены при поддержке местных властей". Рим отказался и до сих пор отказывается призвать свою паству к порядку - и это действительно далеко не лучший фон для личной встречи понтифика с высокими представителями православия.
Сопоставляя Папу с нашими иерархами, последних называют "негибкими". Папа встречается с сотнями тысяч молодых людей на стадионах и ипподромах - кто мешает делать то же самое Алексию II? Физически никто, конечно, не мешает. Но не физически мешает очень многое - и из того, что Патриарх ничего подобного не совершает, делать заключение о его "отсталости" как-то поразительно неумно. Ладно, православных философов никто не читает, историей религии никто не интересуется - так почитайте хоть лесковских "Соборян" или "Мелочи архиерейской жизни". Там в доступной даже самому прогрессивному уму форме рассказывается, что православные клирики и иерархи живут в иной традиции - в иной даже по отношению к совершенно православным мирянам, кольми же паче по отношению к иерархам католическим. Эта традиция заведомо не менее богата и глубока, чем любая другая. Идея срочно ее улучшить путем возможно более близкого следования примеру - вправду благому! - Иоанна Павла II не кажется плодотворной. Можно, конечно, отстаивать тезис о том, что эта традиция - отсталая. Но для этого надо либо очень досконально эту традицию знать, либо, что гораздо проще, не знать вообще ничего. Правильно сказал один умный человек, что нормальные люди приходят к церкви, чтобы исправить себя, русский интеллигент - чтобы исправить церковь. Так ему и надо.
Что же до преодоления Великого раскола, то цель это святая, но Владимир Соловьев, например, видел достижение этой цели лишь в самый последний момент истории - накануне Страшного суда. Видимо, имел резоны. Но обсуждать проблемы, всплывшие вокруг папской поездки, на таком уровне оказалось некому.
--------------------
Взгляды из России
В интервью "Эксперту" глава комитета по международным делам Госдумы РФ Дмитрий Рогозин коснулся политической стороны визита:
- Во-первых, идея визита оказалась неудачной как для Ватикана, так и для Украины. В именовании Ватикана "государством" есть достаточно много лукавства. Его руководству более пристало иметь отношения именно с духовенством, а не с политиками, тем более в таких сложных регионах, как Украина. В данном случае глава апостольского престола продемонстрировал именно свою политическую ипостась и в меньшей степени - духовную. Как главное лицо своей конфессии Папа не должен был игнорировать откровенно негативное отношение к такой поездке со стороны Русской Православной Церкви... Воздействие визита на позиции Кучмы также преимущественно негативное. Ведь после кризиса, связанного с "делом Гонгадзе", рейтинг его значительно понизился. И только благодаря поддержке России его удалось несколько восстановить. Теперь же для Кучмы может наступить второй кризис. Пригласив Папу, он противопоставил религиозные общины Украины друг другу. И можно считать, что тем самым положил начало федерализации Украины. Теперь вполне можно ожидать, что тезис федерализации Украины станет едва ли не главным слоганом кандидатов в президенты на новых президентских выборах, да и на парламентских выборах тоже. И в этой связи на консолидации украинского общества можно поставить жирный крест.
Кучма вновь продемонстрировал свою крайнюю непоследовательность как политика, он, как подсолнух, все время поворачивается туда, откуда солнце светит. А такая кричащая непоследовательность в равной степени не нравится как России, так и населению Украины (впрочем, и Западу тоже). Кучме следовало бы понять, что политические рейтинги не формируются путем механического сложения. Ведь любовь "западенцев", которую он смог стяжать своим присутствием на массовке во время Папского богослужения, будет полностью нейтрализована крайне отрицательным отношением к этому действу на юге и на востоке Украины. И наоборот, заискивание перед Папой и перед Западом вообще (то, что нравится на Западной Украине) на левобережной Украине вызывает тошноту. Не говоря уже о населении Крыма, исторической Новороссии или Донбасса.
Иной позиции придерживается один из ведущих российских знатоков Ватикана писатель Михаил Ильинский:
- Бог един, и настоящий христианин, по большому счету, просто ходит в церковь, не думая, кому она принадлежит. Вообще история знает немало примеров, когда православные принимали католичество и наоборот. К примеру, русский поэт Вячеслав Иванов принял католичество; при этом он не считал, что таким шагом он предал православие.
Пришло время для начала диалога. Что же касается "дипломатической" стороны дела, то ведь никто не мешает Алексию II посещать "каноническую территорию" Ватикана. В мире насчитывается 326 миллионов православных и примерно миллиард католиков. Почему мы не можем примириться? Ведь примирились же в 1999 году - по инициативе того же понтифика - католики и протестанты. Вообще Иоанн Павел II с самого своего восшествия на папский престол лелеет эту идею - примирить различные ветви христианства. Конечно, по большому счету, это мечта, идефикс. Но нужно ли противиться этой идее?
Да, есть канонические и прочие разногласия, взаимные обиды. Так ведь внутри православной церкви тоже существует пятнадцать конфессий. И отношения между ними, кажется, еще более непримиримые, нежели между православием и католицизмом. Это же безобразие, что до сих пор не могут примириться РПЦ Московского патриархата и Русская зарубежная православная церковь!
Что касается визита Папы на Украину, я думаю, здесь бояться нечего. Не стоит раздувать тему "католической экспансии". Истинным верующим не следует бояться, что их кто-то "окружает".
Вице-спикер Госдумы Владимир Лукин высказал в беседе с нами такое мнение:
- Понятно, что важным препятствием для начала диалога являются обиды Русской Православной Церкви на гонения, которым подверглись на Западной Украине православные в конце восьмидесятых - начале девяностых годов. Однако жизнь в условиях глобализации претерпевает значительное ускорение. И это, несомненно, требует преодоления старых подходов и догм, поиска взаимных компромиссов. Другой вопрос, на мой взгляд, в том, что внутри самой РПЦ идет интенсивная дискуссия вокруг вопросов о том, стоит ли сближаться, как сближаться, какой вести диалог...
Я за то, чтобы диалог был. Но дело в том, что церковная жизнь не измеряется годами и даже жизнью одного человека. Можно понять позицию нашего Патриарха, который не исключает диалог, но считает, что для его начала должны созреть определенные условия. Пока, как видно, не созрели...