"Визит Иоанна Павла II вызвал большой резонанс не только среди украинских католиков. В первую очередь он воспринимался как визит политический, способный серьезно изменить расклад не только на Украине, но даже в Восточной Европе в целом", пишет российский журнал "Эксперт". Автор материала Игорь Гужва размышляет о целях Киева и Ватикана, а также о реальных и желаемых последствиях визита Понтифика в Украину.
Пребывание Папы Римского на Украине четко делится на два очень разных эпизода: Киев и Львов. В столице к Папе отношение было доброжелательное, но равнодушное. На его проповеди здесь пришло около 100 тыс. человек, что для такого события является низким показателем. Во Львове, центре украинского католичества, ажиотаж был неимоверный. На различные мероприятия с участием Папы собиралось от 300 тыс. до 1,5 млн человек.
Впрочем, визит Иоанна Павла II вызвал большой резонанс не только среди украинских католиков. В первую очередь он воспринимался как визит политический, способный серьезно изменить расклад не только на Украине, но даже в Восточной Европе в целом.
Зачем это Киеву
Команда президента
Леонида Кучмы очень постаралась придать визиту Папы эпохальный характер и масштаб. После многочисленных политических скандалов последних месяцев и на фоне охлаждения со стороны США и ЕС для Кучмы было крайне важным получить своего рода "отпущение грехов" от главы христианского мира Запада, доказать, что Украина верна своему европейскому выбору и еще не окончательно "продалась" России. То есть подтвердить, что украинская политика "многовекторности" (со стратегическим европейским вектором) по-прежнему в силе.
Учитывался и внутриполитический аспект. Антипрезидентская оппозиция опирается преимущественно на западноукраинские области, где большинство населения составляют греко-католики (христиане, которые ведут службы по православному обряду, но подчиняются Ватикану). Поэтому встреча Иоанна Павла II и украинского президента, по идее, должна была поддержать авторитет Кучмы в этом регионе. Хотя уже очевидно, что эта цель достигнута не была. Многотысячная толпа верующих во Львове освистала Кучму, когда тот поднялся на трибуну во время церемонии богослужения.
Конечно же, Папа отправился в путешествие на родину русского православия не для того, чтобы укреплять имидж местного правителя. У него были другие проблемы, цели и задачи. Как известно, Русская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь (в подчинении Московского патриархата) неоднократно обращались к понтифику с просьбой отложить свой визит до урегулирования всех спорных вопросов между двумя Церквями. Основных проблем две. Во-первых, РПЦ напомнила Ватикану о разгроме православных епархий на Западной Украине греко-католиками в начале 90-х годов. В свое время, в конце 40-х годов, когда униатская церковь была запрещена режимом Сталина, эти храмы перешли к православным. Однако после возрождения греко-католичества в 1991-1992 годах они были насильственно захвачены униатами. РПЦ и подведомственная ей УПЦ, признавая право последних на возврат имущества, протестовали против методов, которыми он проводился, требовали от католической церкви извинений и просили вернуть верующим несколько храмов для ведения богослужений. Ватикан на это не отреагировал. Во-вторых, РПЦ требует от Папы прекращения политики прозелитизма (то есть обращения в свою веру), которую проводят католические миссионеры на канонической территории русского православия, прежде всего на Украине. Ясного ответа на это тоже не последовало.
В конечном итоге Иоанн Павел II вопреки устоявшейся традиции пренебрег необходимостью согласия на визит со стороны Церкви, каноническую территорию которой он собирается посетить, и, несмотря на протесты РПЦ и УПЦ, прибыл в Киев. Эти действия резко контрастировали с политикой Ватикана предыдущих лет по нормализации отношений с прочими религиозными конфессиями и, по заявлению иерархов РПЦ, надолго похоронили надежды на дальнейшее развитие православно-католического диалога.
Зачем это Ватикану
Вряд ли сентиментальное желание престарелого понтифика побывать на месте крещения Руси перевесило здравые прагматичные расчеты. Как известно, с начала 90-х, после краха коммунизма, Папа старался позиционировать католическую церковь как единственного идейного противника социальной несправедливости, потребительской цивилизации и "нового мирового порядка", устанавливаемого Соединенными Штатами. Говорил он об этом и на Украине. "Нельзя переходить от неволи коммунистического режима к неволе потребительства, которая является иной формой материализма, который, хотя и на словах не отрицает Бога, однако отрицает его фактами, исключая его из жизни", - сказал он, выступая перед молодежью во Львове. В геополитическом плане Папа нашел выгодным для себя поддерживать идею создания единой Европы, в которой Ватикан может сыграть роль духовного лидера. Очень большие надежды Святой престол в этом плане возлагал на присоединение к ЕС стран Восточной Европы с преобладающим католическим населением - Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии и особенно Польши, что должно было резко усилить и без того немалую роль церкви в европейских делах.
Однако с Польшей в последнее время стали происходить очень тревожные для Ватикана перемены. Варшава крайне вызывающе ведет себя по отношению к ЕС, отказываясь выполнять ряд обязательных для кандидата в члены союза требований (в частности, не отменила мораторий на продажу земли иностранцам). В итоге Польшу переместили на одно из последних мест в числе кандидатов на вступление в Евросоюз, а совсем недавно она была номером один. В ЕС все чаще раздаются голоса, что фрондерство поляков объясняется влиянием Штатов. Эксперты полагают, что Вашингтон таким образом реализует план создания между Россией и ЕС буферной зоны, подконтрольной США, через голову европейцев (напомним, что Польша - член НАТО, но не член ЕС). Важнейшим государством для осуществления этих планов является и Украина, с включением которой в подобный союз "буферная зона" протянется сплошной полосой от Черного до Балтийского моря, надежно контролируя российско-европейские связи.
Подобные замыслы связывались с именем экс-премьер-министра Украины
Виктора Ющенко. Однако и после его отставки украино-польский диалог под благожелательным покровительством американцев возобновился. В частности, на недавнем украино-польском экономическом форуме в Днепропетровске обсуждались вопросы создания транспортного коридора в обход России по транспортировке нефти из акватории Черного моря в польские порты на Балтике (проекты Одесса-Броды и Броды-Гданьск). А в последнее время появились сведения, что польские компании готовы принять самое активное участие в приватизации украинской газотранспортной системы. Естественно, Ватикан ничего не имеет против тандема Украина-Польша (тем более с доминирующей ролью последней). Однако вряд ли Папу и его окружение мог вдохновить тот факт, что все это осуществляется под эгидой американцев и как бы в пику ЕС. В этом плане визит Иоанна Павла II можно расценивать как побуждение Украины к более широкому диалогу с Европой. Папа во всех своих выступлениях призывал украинцев помнить, что они прежде всего европейцы, что путь в Европу - это их путь, и обещал Киеву всемерную поддержку в развитии его отношений с ЕС.
"Проевропейская" активность Ватикана на Востоке сулит Святому престолу немалые политические дивиденды. Если Папа, с одной стороны, сможет побудить европейцев к более активной политике в отношении Украины и других восточноевропейских и постсоветских стран, а с другой стороны, убедит последние занять более конструктивную позицию по отношению к ЕС (при этом не допустив усиления влияния в этом регионе России), то роль Ватикана в европейской политике резко возрастет. Он сможет выступить ключевым посредником в отношениях между ЕС и восточной частью континента, а также, возможно, и Россией, противопоставив католицизм американскому влиянию в этом регионе, заодно серьезно ослабив позиции "либералов" в Ватикане, которых поддерживает Вашингтон.
Последствия желаемые и реальные
Таким образом, визит Папы может иметь осязаемые последствия для украинских властей. Киев усиленно пытается на достойных условиях вписаться в намечающееся расширение российско-европейского энергетического сотрудничества. Леонид Кучма призывает российские и европейские компании на паритетных началах участвовать в приватизации украинской газотранспортной системы - основного пути транспортировки газа в Европу. Таким образом Киев надеется избежать зависимости от какой-то одной стороны в газовом вопросе и предупредить строительство обходящих Украину транспортных магистралей. Подобные варианты прорабатываются в сфере электроэнергетики. В Киеве надеются, что Ватикан посодействует пробуждению интереса ЕС к участию Украины в этих проектах.
Но все это из разряда предположений. Зато очевидно обострение межрелигиозных противоречий в стране (кстати, большинство рядовых украинцев впервые узнали о существовании таких противоречий именно благодаря комментариям прессы к визиту Папы).
Сейчас на Украине действуют пять основных христианских конфессий. Украинская Православная Церковь (Московский патриархат) с 9 тысячами парафий - основная конфессия на Украине. Ей принадлежит более половины верующих страны. Далее следует Украинская православная церковь (Киевский патриархат) - 3 тысячи парафий, Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) - тысяча парафий, Украинская греко-католическая церковь (униаты) - 3,3 тысячи приходов. Римо-католикам принадлежит более 800 приходов.
Автокефальная церковь не имеет серьезного влияния, а потому основная линия раскола в православии пролегает между двумя УПЦ - Московского и Киевского патриархатов. Последняя Церковь возникла в начале 90-х годов на волне всеобщего "перекрашивания" советской номенклатуры в номенклатуру украинскую. И часть украинских церковных иерархов во главе с митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Денисенко) также решила избавиться от зависимости от Москвы. Однако они натолкнулись на упорное сопротивление не только РПЦ, но и большинства православных епархий Украины. Поэтому, несмотря на активную поддержку властей в 1992-1994 годах (при президенте
Леониде Кравчуке), "самостийники" сумели закрепиться лишь в западных и некоторых центральных регионах страны.
Правительство в прошлом году выдвинуло идею об объединении всех украинских православных Церквей в единую поместную Церковь. Ее поддержали автокефалы и УПЦ (КП). Что же касается УПЦ (МП), то не исключено, что постоянное давление властей со временем побудило бы и ее иерархов занять по этому вопросу более приемлемую для официального Киева позицию. Филарет и УАПЦ восприняли визит Иоанна Павла II с воодушевлением, видимо, рассчитывая, что понтифик будет способствовать усилению их позиций. В своем выступлении перед Папой Филарет очень нелестно отозвался о московском православии и его политике на Украине. Естественно, после такого демарша на создании единой поместной Церкви на Украине с участием УПЦ (МП) можно ставить крест. Раскол в украинском православии увековечен.
Посещение Украины Папой всколыхнуло и уже начавшее было затухать противостояние греко-католиков и православных. Характерный факт: как раз во время визита гостя из Ватикана власти Харькова под давлением УПЦ (МП) запретили строительство греко-католического храма в городе.
Церковь также опасается активизации католического прозелитизма после визита Папы. Хотя и до этого он был весьма заметен в крупных городах Украины даже на обывательском уровне (большинство новообращенных, по личным наблюдениям автора, - это молодые люди с хорошим образованием, для которых католицизм является своего рода символом "европейскости").
Однако воспринимать Русскую Православную Церковь на Украине как агнца, обреченного на заклание, не стоит. Иерархи УПЦ (МП) имеют колоссальное влияние в восточных и центральных областях страны. В том числе и на ведущих региональных лидеров, предпринимателей, да и на многих представителей киевской элиты. Усиление давления властей на УПЦ с целью создания единой поместной Церкви и продвижение католицизма на Восток вполне может заставить православных иерархов подвигнуть своих влиятельных чад на адекватные действия, что обострит ситуацию на востоке страны.
Очень непростая ситуация складывается и на Западной Украине (Галичине). Здесь большинство населения составляют римо-католики (преимущественно поляки) и греко-католики. Отношения этих двух конфессий нельзя назвать идеальными так же, впрочем, как и всю историю совместного проживания украинцев-галичан и поляков. В последнее время противоречия между ними проявляются все сильнее, поэтому визит Папы, по мнению наблюдателей, имел целью в том числе и их смягчение.
В целом же население Галичины все в большей степени ощущает свое отличие от восточных собратьев. Этот регион на протяжении последних столетий был отделен границами Австрийской империи и (после первой мировой войны) Польши от остальной части Украины, входившей в состав Российской империи (СССР). Пятидесяти лет совместной жизни после объединения двух частей страны оказалось недостаточно, чтобы стереть накопившиеся различия.
Наметившийся в последнее время крен части русскоязычной элиты страны в сторону сближения с Россией только обострил чувство обособленности галичан. Пока, правда, идеи галичанского сепаратизма исповедуются лишь очень узким кругом маргинальных политиков, но кто знает, что будет дальше. По крайней мере межцерковные противоречия могут сыграть здесь решающую роль.
Справка Эксперта: как произошел раскол
Основы раскола внутри христианства были предопределены окончательным разделением Римской империи в конце V века. И хотя, как отмечает Александр Мень в своей "Истории религии", церковь еще шесть столетий формально оставалась единой, фактически в своем управлении она тоже раскололась на Восточную и Западную.
К X веку в обрядово-догматической жизни Западной и Восточной церквей сложились следующие различия, которые вели к богословскому размежеванию.
1. Различия в Символе веры: Западная церковь начиная с VI века стала вводить в формулировку Символа веры добавление: "и от Сына" (филиокве), говоря об исхождении Святого Духа. К XI веку эта редакция Символа веры окончательно закрепилась на Западе.
2. Уже к середине II века возникла проблема даты празднования Пасхи (различные даты ее празднования на Востоке и Западе и, соответственно, несовпадение церковного года).
3. На Западе в качестве общецерковного утвердился латинский язык, на Востоке же общецерковным языком продолжал оставаться греческий.
4. На Западе рано утвердился обычай совершать литургию на пресном хлебе (облатках), в то время как на Востоке она совершалась на квасном хлебе.
5. На Востоке был разрешен брак священников, не принявших монашества. На Западе для всего духовенства был установлен обет безбрачия (целибат).
Были и менее значительные расхождения: правильно ли соблюдать пост (как это делали на Западе) в субботу, брить ли бороды священникам (на Востоке они обязаны были носить бороду, на Западе же могли бриться).
15 июля 1054 года посланник папы Льва IX кардинал Гумберт положил на алтарь Храма св. Софии в Константинополе буллу с анафемой в адрес константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Однако население Константинополя поддержало патриарха; начались волнения, едва не стоившие жизни римским послам и самому императору. Керулларий созвал Собор, и 20 июля 1054 года на нем была произнесена анафема всем, "кто трудился над изготовлением буллы", а сама булла сожжена.
На вопрос "Эксперта", в чем же состоит главное концептуальное различие между католическим и православным вероисповеданием, сотрудник Московской патриархии
о. Дионисий ответил, что оно проявилось в оценке роли Благодати в спасении человека. Это различие в своем законченном виде сформировалось гораздо позже церковного раскола 1054 года.
Западная церковь с центром в Риме (месте происхождения Римского права) делала упор на юридизм (законы, право), в то время как Восточная - на Благодати, то есть свободном Даре Божьем. В католическом вероисповедании понятие Благодати по сути подменяется мистической ролью Папы как "наместника Бога на земле". Ватикан издавна стремился утвердить религиозную власть светскими методами.
По православному канону, после грехопадения человеческое существо повредилось. Вот почему в православии важное значение придается синергии - взаимному действию человеческой воли и Благодати при ведущей роли Благодати; через синергию и проявляется единство человека с Богом. То есть в православии традиционно подчеркивается задача обоживания человека. В католичестве этого нет.