Американское издание USA Today посвящает материал судьбам украинских греко-католиков. "В домах с закрытыми ставнями или в глухом лесу под покровом ночи два поколения украинских католиков охраняли свою веру до 1989 года, когда с приходом гласности УГКЦ была легализирована", пишет автор статьи Элен Хейл.
При пристальном рассмотрении миниатюрные четки представляет собой катыши хлеба, нанизанные на простую нитку. Потир изготовлен из наперстка. Так выглядели запрещенные предметы культа во время советского правления.
"Все должно было быть очень маленьким, чтобы эти вещи можно было легко спрятать, и ручной работы, поскольку все остальное отбиралось", - говорит 82-летняя Марта Ткехельская, вспоминая долгие годы, на протяжении которых украинские католики были вынуждены тайно проводить свои богослужения.
В домах с закрытыми ставнями или в глухом лесу под покровом ночи два поколения украинских католиков охраняли свою веру до 1989 г., когда с приходом гласности УГКЦ была легализирована.
В среду, на местном ипподроме Иоанн Павел II беатифицировал 28 человек, которые отказались предать свою веру. Почти все епископы, священники, монахини – и один мирянин – подверглись истязаниям и умерли во время советской кампании по уничтожению УГКЦ.
"Они попросту избавлялись от всех несогласных. Большая часть этих людей были политическими заключенными: им предъявили обвинение в антиправительственной пропаганде", - говорит Монсиньор Джон Терлецкий, ректор собора св.Владимира в Стэмфорде, резиденции УГКЦ в Соединенных Штатах Америки. Терлецкий посетил Украину во время визита Папы.
По приказу Иосифа Сталина в 1945 г. советские спецслужбы проводили планомерные аресты и расстрелы среди епископов УГКЦ. Церковь придерживается Византийского обряда, а это означает, что священнослужители могут вступать в брак. После многих лет пребывания на грани жизни и смерти епископ Николай Чарнецкий в 1956 г. получил разрешение вернуться во Львов, где он и умер три года спустя. Чарнецкий настолько почитаем среди западно-украинских католиков, что работникам кладбища приходится еженедельно насыпать землю на его могилу, поскольку практически вся она уносится паломниками.
В течение последних нескольких лет историки по крупицам восстанавливают историю подпольной церкви. С 1994 г. Львовская богословская академия провела и записала на аудиопленку 1 200 интервью с пострадавшими от сталинских репрессий греко-католиками, собрала коллекцию фотографий, писем и таких документов, как, к примеру, протоколы арестов из архивов КГБ, объединив все эти материалы под названием "Живая история". Сейчас в академии разрабатывается интерактивный веб-сайт, с помощью которого все заинтересованные смогут прослушать записи воспоминаний жертв репрессий.
Как говорит преподобный Борис Гудзяк, ректор академии, нужно торопиться: из давших интервью жертв репрессий 250 человек уже умерли, а большинству из них более 80-ти лет. Тем более, что с тех времен осталось очень мало записей и материалов.
"Работая в условиях подполья, вы могли общаться с очень ограниченным кругом людей, знакомых друг с другом, - говорит преподобный Гудзяк. – Священники никогда не спрашивали имен. Потиры изготавливались из наперстков, а вино получали из вымоченного изюма. После службы уничтожались все следы, поскольку любое вещественное доказательство могло стать роковым".
Как бы то ни было, в этой вере были воспитаны три поколения, и случалось так, что молодые люди, посвятившие себя церкви, так ни разу и не были в храме.
Неизвестно, сколько людей причисляли себя к подпольной церкви, однако она была широко распространена на всей территории Западной Украины, в некоторых областях России и в Прибалтике. По приблизительной оценке, к 1947 г. только 100 из 2 000 греко-католических священников открыто проводили богослужения, сотни других ушли в подполье. На сегодняшний день в Украине насчитывается более 5 млн. католиков православного обряда. Около 20 млн. человек из 50-миллионного населения Украины принадлежат к православной церкви.
Артемий Ткехельский был арестован в 1946 г., а до того на протяжении многих месяцев его преследовали и неоднократно убеждали подписать документы о переходе в православие. Его решительный отказ повлек за собой арест и заключение во львовской тюрьме, а затем ссылку в трудовой лагерь в Сибири. Его жену Марту также вскоре арестовали.
"Каждый вечер они заходили в камеру и спрашивали: "Чья фамилия начинается на С?" или на какую-нибудь другую букву, забирали этого человека и избивали его. Я дошел до звероподобного состояния".
Марту Ткехельскую выслали в палаточный лагерь в сибирских лесах. После смерти Сталина в 1953 г. они с мужем вернулись во Львов, где он организовал тайные католические богослужения. "К нему стали приходить люди из прежнего его прихода". По её словам, он прятал все необходимые вещи в небольшом чемоданчике.
"Он проводил богослужения ночью на кладбище или у нас дома, тогда мы занавешивали окна одеялами. Все это время КГБ обещал ему большой приход, если он перейдет в православие", - вспоминает г-жа Ткехельская.
"Он умер с верой в то, что церковь восстанет из пепла. Я сожгла все его вещи, потому что боялась, что их может кто-то найти. Наши сыновья и дочери гордятся тем, что они – дети подпольного священника, который до конца отстаивал свою веру". (Перевод с английского:
Форум).