UA
 

Financial Times: Железный занавес восстает из пепла?

2 августа 2001, 15:59
0
9

В первой из серии статей, посвященных расширению Европейского Союза, британская Financial Times пишето том, что этот процесс может негативно повлиять на внешнеторговые отношения между членами ЕС и их восточными соседями, а также вызвать миграцию рабочей силы из стран, не входящих в состав Евросоюза, в том числе из Украины. Автор статьи Джуди Демпси пишет об опасениях украинских политологов, что процесс расширения ЕС может оставить Украину в изоляции.

Как минимум дважды в месяц Ежи Ругоговский до отказа нагружает яблоками свой грузовичок и совершает короткое путешествие на восток по направлению к Тересполю, одному из погранпереходов между Польшей и Беларусью.

После рутинных проверок таможенных служб по обе стороны границы 46-летний продавец фруктов направляется в ближайший беларусский городок, где он обычно продает яблоки. Доходы от продажи небольшие. Если у покупателей не оказывается денег, он соглашается на бартерные сделки: "Доллары. Злотые. Лук. Я согласен на любой вид оплаты, - говорит г-н Ругоговский. – В Беларуси овощи дешевле, чем в Польше. Я продаю их дома, ничего не теряя".

Но если министры иностранных дел стран-участниц ЕС добьются желаемого, после расширения Союза, которое может произойти уже в 2004 г. с входом в него Польши, Венгрии и нескольких других восточноевропейских стран, многие могут пострадать. "Единственное, что меня действительно беспокоит в связи с расширением ЕС, так это то, что на протяжении восточной границы Польши и Венгрии возникнет новый железный занавес", - говорит вице-президент Украинского независимого центра политических исследований Инна Пидлуська.

Однако министры иностранных дел будут добиваться того, чтобы между новоиспеченными участниками ЕС и их восточными соседями – Беларусью, Украиной и Молдовой были проведены жесткие границы. Под "жесткими" границами они подразумевают создание пунктов пересечения границы с обязательным таможенным досмотром, ограничение срока пребывания иностранцев на территории ЕС и введение контроля над приграничной торговлей.

Для стран-претендентов присоединение к ЕС означает введение визового режима для соседних стран-некандидатов и организация пограничных КПП. Официальные представители Евросоюза говорят, что это одна из жертв, которых требует вступление новых стран в зону действия Шенгенского договора – своеобразной системы обеспечения безопасности, которая стерла почти все внутренние границы на территории ЕС.

Ответственные за внешнюю политику Союза высокопоставленные чиновники утверждают, что введение границ со странами-некандидатами необходимо для приостановления торговли наркотиками и "живым товаром", а также нелегальной иммиграции, которыми печально известны Беларусь, Украина и Молдова. Они приводят в качестве аргумента, что население стран-участниц, большая часть которого еще не свыклась с мыслью о расширении Союза, воспримет в штыки саму идею в случае, если границы нового ЕС не будет украшать увесистый замок.

Подобные утверждения встречают возражения критиков жестких границ. "Министры иностранных дел стран-участниц всегда преувеличивали, - комментирует ситуацию профессор политологии будапештской Школы бизнеса Янос Вандор. – На границах очень редко попадаются "уголовные авторитеты" – будь то контрабанда, торговля наркотиками или людьми. Уж они-то знают все хитрости системы. У них есть и деньги, и связи, чтобы заставить эту систему работать на себя. Каким-то образом им всегда удавалось остаться на свободе".

Бывший премьер-министр Италии Джулиано Амато, на данный момент сотрудничающий в комиссии по изучению внешних границ ЕС, более прямолинеен: "Если вы думаете, что проведением границ можно обуздать преступность, вы глубоко заблуждаетесь. Это просто смешно. Единственное, что может помочь – сотрудничество правоохранительных и судебных органов стран-участниц и стран-кандидатов с тем, чтобы можно было идентифицировать преступника до того, как он пересечет границу".

Г-н Амато, убежденный сторонник объединенной Европы, убежден, что одной из ключевых целей Шенгенского договора была попытка остановить бесконтрольную иммиграцию: "Шенген предоставляет свободу внутри ЕС, и в то же время является заслоном от чужаков. И это вы называете новой Европой? Создание новых преград – на деле и в наших представлениях?"

Власти стран-кандидатов питают отвращение к самой мысли о создании новых границ в Европе. Но они оказались меж двух огней. С одной стороны, им страстно хочется соответствовать требованиям Шенгена. В глазах населения этих стран, слияние с Западной Европой – наиболее убедительное свидетельство их "возвращения в Европу". А с другой стороны, они стремятся сохранить добрососедские отношения с восточными соседями, расцвет которых пришелся на окончание холодной войны в 1989 году.

"Мы серьезно рассматриваем установление жесткой границы на востоке, ведь мы стремимся убедить ЕС, что мы готовы войти в его состав как можно скорее, - говорит Петр Стаханчук, заместитель министра иностранных дел Польши. – Но, с другой стороны, есть силы, которые настаивают на сохранении полупрозрачной торговли для торговли, возможности посещения друзей, родственников и в целом для обеспечения стабильных взаимоотношений с соседними государствами. По крайней мере, мы должны сохранить границу как можно более дружественной".

До 1989 года границы между Восточной Европой и СССР, в частности, Украиной и Беларусью, были почти герметически запечатаны. Количество заграничных поездок было строго ограничено. Культурный взаимообмен был практически сведен к нулю, а торговля существовала в мизерных объемах.

Начиная с середины 1990-х гг. произошло беспрецедентное "открытие" границ. Регион мгновенно ощутил на себе все "прелести" наркоторговли и торговли "живым товаром", но открытая граница предоставляла также некоторые преимущества. За последние 10 лет польско-чешскую границу ежегодно пересекали 250 млн. человек, а польско- венгерскую – более 100 млн. в год.

Большинство пересекающих границу – граждане Украины, Беларуси и Молдовы. Большая часть из них приезжает на работу – уборщиками, строителями и сезонными рабочими по сбору урожая. В Польше сейчас находятся 500 000 рабочих-мигрантов.

Заработки рабочих-мигрантов в Варшаве, Будапеште и Праге не слишком высоки даже по центрально-европейским меркам. Но, как отмечает социолог Института политических наук при варшавском Университете Дариуш Стола, "Даже эти заработные платы в несколько раз выше того, что эти рабочие могли бы получать у себя дома, и, как правило, позволяют им содержать семью".

Как полагает г-н Стола, в случае, если границы будут вновь закрыты, спад иммиграции в Шенгенской зоне нового образца "в первую очередь ударит по тем людям, основной доход семей которых сейчас зависит от их заработков в Центральной Европе. Последствия этого могут быть непредсказуемыми, но наиболее вероятным представляется нарушение шаткой политической стабильности в этих государствах".

Возникает еще один вопрос: что случится с национальными меньшинствами, если границы все-таки закроют? В Румынии, Беларуси и Украине есть обширные поселения этнических поляков. Недавно в Венгрии был принят закон, гарантирующий представителям венгерских нацменьшинств право на социальное страхование и государственное образование, если они решат выбрать местом постоянного проживания Венгрию. Польша рассматривает варианты предоставления этническим полякам, проживающим в Беларуси и Украине, право на защиту от политической нестабильности..

Осознание опасности возникновения железного занавеса понемногу начинает овладевать умами политиков Евросоюза. Член Европейской комиссии по вопросам внутренних дел и юстиции Антонио Виторино считает, что даже если между странами-кандидатами и некандидатами будет введен визовый режим, это не приведет к раздроблению Европы. Он предлагает ввести мультивизовый режим для некоторых категорий – студентов и преподавателей университетов, предпринимателей и родственников новоиспеченных граждан ЕС.

Г-н Виторино выдвинул идею о создании специальной пограничной службы ЕС для поощрения сотрудничества между странами-участницами и кандидатами. По его убеждению, границы с восточноевропейскими странами могут стать более эффективными и менее бюрократичными, если проводить лучшее обучение служб, воспользоваться благами компьютеризации и ввести простые усовершенствования, к примеру, построить здания с залами ожидания и ресторанами для тех, кто пересекает границу.

ЕС уже оказывает помощь Польше по модернизации ее границы с Беларусью, а также предоставил странам-кандидатам 3 млрд. евро на техническое переоборудование границ на протяжении шести лет. С целью облегчения процедуры получения виз министерства иностранных дел Польши и Венгрии выступили с инициативой создания новых консульств в приграничных регионах и областных центрах Беларуси, Украины и Румынии.

"Мои страхи, связанные с возрождением железного занавеса, развеются, если я увижу, что новый визовый режим не осложняет жизни рядовым гражданам, если он будет более эффективным, а пересечение границы упростится, - говорит Инна Пидлуська. – Тогда я буду уверена в том, что расширение ЕС не оставит нас в изоляции". (Перевод: ).

ТЕГИ: налогиналог
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии